Цель изучения дисциплины | изучение концептуальных представлений, а также общих и особенных элементов современной естественнонаучной картины мира и ознакомление студентов с мировоззренческими и методологическими принципами, характеризующими специфику естественнонаучного подхода к исследованию структуры реальности. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В |
Формируемые компетенции | ОПК-10 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
о специфике естественнонаучной культуры и её отношениях с философией, развитии научного метода, истории естествознания; корпускулярную и континуальную концепции описания природы, основные идеи современной физики и космологии, химии и биологии, географии, геологии и экологии, принципы построения современной научной картины мира; Уметь:
отличать философские проблемы естествознания от научных, применять полученные знания в профессиональной деятельности и практике повседневной жизни; Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
представлениями о современных естественных науках и их проблемах, навыками выявления и формулирования философских проблем естествознания, их мировоззренческом значении. |
Содержание дисциплины | Естествознание как отрасль научного познания. Специфика естественнонаучных и гуманитарных дисциплин.. История естествознания. . Тенденции развития и панорама современного естествознания. Структурные уровни организации материи. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Микромир, макромир, мегамир. Пространство и время как формы существования материального мира. Принципы относительности, принципы симметрии, законы сохранения.. Возникновение и развитие квантовой физики. Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности. Динамические и статистические закономерности в природе.. Взаимодействия в природе. Близкодействие и дальнодействие как физические принципы. Концепция атомизма и элементарные частицы.. Состояние. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах. Принцип возрастания энтропии. Порядок и беспорядок в природе. Хаос. Самоорганизация в живой и неживой природе.. Современная астрономическая картина мира.. Химические системы. Энергетика химических процессов. Реакционная способность веществ.. Особенности биологического уровня организации материи. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Принцип универсального эволюционизма.. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы. Биоэтика и поведение человека.. Антропосоциогенез и генетика человека. Физиология человека. Здоровье и работоспособность. Эмоции и творчество.. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Microsoft Office 2013
Windows 10 pro 7-Zip AcrobatReader LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ - http://www.library.ru/
Поисковая система «Google» - https://www.google.ru/ ЭБС АлтГУ - http://elibrary.asu.ru/ ЭБС «Лань» - http://www.e.lanbook.com Университетская библиотека ONLINE - http://www.biblioclub.ru Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/ Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru) Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru) |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен. |