Аннотация рабочей программы дисциплины
«Концепции современного естествознания»

Цель изучения дисциплины изучение концептуальных представлений, а также общих и особенных элементов современной естественнонаучной картины мира и ознакомление студентов с мировоззренческими и методологическими принципами, характеризующими специфику естественнонаучного подхода к исследованию структуры реальности.
Место дисциплины в учебном плане Б1.В
Формируемые компетенции ОПК-10
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
о специфике естественнонаучной культуры и её отношениях с философией, развитии научного метода, истории естествознания; корпускулярную и континуальную концепции описания природы, основные идеи современной физики и космологии, химии и биологии, географии, геологии и экологии, принципы построения современной научной картины мира;
Уметь:
отличать философские проблемы естествознания от научных, применять полученные знания в профессиональной деятельности и практике повседневной жизни;
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
представлениями о современных естественных науках и их проблемах, навыками выявления и формулирования философских проблем естествознания, их мировоззренческом значении.
Содержание дисциплины Естествознание как отрасль научного познания. Специфика естественнонаучных и гуманитарных дисциплин.. История естествознания. . Тенденции развития и панорама современного естествознания. Структурные уровни организации материи. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Микромир, макромир, мегамир. Пространство и время как формы существования материального мира. Принципы относительности, принципы симметрии, законы сохранения.. Возникновение и развитие квантовой физики. Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности. Динамические и статистические закономерности в природе.. Взаимодействия в природе. Близкодействие и дальнодействие как физические принципы. Концепция атомизма и элементарные частицы.. Состояние. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах. Принцип возрастания энтропии. Порядок и беспорядок в природе. Хаос. Самоорганизация в живой и неживой природе.. Современная астрономическая картина мира.. Химические системы. Энергетика химических процессов. Реакционная способность веществ.. Особенности биологического уровня организации материи. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Принцип универсального эволюционизма.. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы. Биоэтика и поведение человека.. Антропосоциогенез и генетика человека. Физиология человека. Здоровье и работоспособность. Эмоции и творчество..
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
Microsoft Office 2013
Windows 10 pro
7-Zip
AcrobatReader
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ - http://www.library.ru/
Поисковая система «Google» - https://www.google.ru/
ЭБС АлтГУ - http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань» - http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE - http://www.biblioclub.ru
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)
Форма промежуточной аттестации Экзамен.