Аннотация рабочей программы дисциплины
«Методология и методика научного познания»

Цель изучения дисциплины - дать студентам базовые знания об основных тенденциях в исследовании проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- определить основные подходы к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- ознакомить студентов с основными вариантами методики написания научного исследования;
- выработать навыки самостоятельной научно-исследовательской работы, написания и корректного оформления научного исследования
Место дисциплины в учебном плане Б1.В.ДВ.01
Формируемые компетенции ОПК-8
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
- методы и формы научного познания, соотношение научного и вненаучного знания;
- источники и основные концепции философии и методологии науки, рассматриваемые в содержании курса;
- специфику рассмотрения
природы научного знания, структуры науки, методов и форм научного познания позитивистским и герменевтическим подходами;
- основные истоки и источники подходов к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- основные идеи представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- методы герменевтического и позитивистского подходов;
- преимущества и недостатки методов герменевтического и позитивистского подходов;
- методы научного и философского исследования;
- специфику научного и философского диалога;
- специфику философской аргументации при рассмотрении современных социально-философских проблем;
- особенности научного и философского исследования современных социальных процессов и явлений;
- концептуальные основы научно-исследовательской деятельности;
- структуру и специфику основных разделов диссертационного исследования;
- правила и требования к оформлению научного исследования.

Уметь:
- определить основные подходы к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- выявить основы и специфику взаимодействия позитивистского и герменевтического подходов;
- указать основные варианты синтеза идей представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- выявить и продемонстрировать специфику рассмотрения
природы научного знания, структуры науки, методов и форм научного познания позитивистским и герменевтическим подходами.
- использовать методы герменевтического и позитивистского подходов для анализа современных социальных явлений и процессов;
- использовать преимущества и учитывать недостатки методов герменевтического и позитивистского подходов в процессе конкретного научного и философского исследования современных социальных явлений и процессов;
- определить и указать специфику научного и философского диалога;
- указать специфику философской аргументации при рассмотрении современных социально-философских проблем;
- выявлять особенности научного и философского исследования современных социальных процессов и явлений;
- использовать различные методы научного и философского исследования в профессиональной деятельности;
- использовать первоисточники в процессе научного исследования;
- применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и логического мышления;
- применять в научной деятельности правила и требования к оформлению научного исследования.

Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- критериями научности в социально-философском познании;
- основными методами научного познания и видеть специфику социально-гуманитарного познания;
- навыками определения и учета специфики рассмотрения
природы научного знания, структуры науки, методов и форм научного познания позитивистским и герменевтическим подходами;
- навыками применения методов герменевтического и позитивистского подходов в процессе исследования современных социальных явлений и процессов;
- навыками оценки преимуществ и недостатков применения методов герменевтического и позитивистского подходов в процессе конкретного научного и философского исследования современных социальных явлений и процессов;
- навыками позитивистского анализа современных социальных явлений и процессов;
- навыками герменевтического анализа современных социальных явлений и процессов;
- навыками применения различных методов научного и философского исследования в профессиональной деятельности;
- навыками ведения научного и философского диалога;
- навыками философской аргументации при рассмотрении современных социально-философских проблем;
- навыками самостоятельного критического мышления при анализе социальных и исторических явлений;
- навыками сравнительного анализа при рассмотрении современных социальных процессов и явлений;
- навыками ведения экспертной работы по социально-философской проблематике;
- навыками аналитической оценки социально-гуманитарного материала;
- навыками ведения исследовательской работы по конкретным проблемам;
- основными методами научного познания и видеть специфику социально-гуманитарного познания;
- владеть навыками применения в научной деятельности правил и требований к оформлению научного исследования.

Содержание дисциплины Методика научного познания. Методология научного познания.
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)
Форма промежуточной аттестации Зачет.