Цель изучения дисциплины | - дать студентам базовые знания об основных тенденциях в исследовании проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.; - определить основные подходы к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.; - ознакомить студентов с основными вариантами методики написания научного исследования; - выработать навыки самостоятельной научно-исследовательской работы, написания и корректного оформления научного исследования |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В.ДВ.01 |
Формируемые компетенции | ОПК-8 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
- методы и формы научного познания, соотношение научного и вненаучного знания; - источники и основные концепции философии и методологии науки, рассматриваемые в содержании курса; - специфику рассмотрения природы научного знания, структуры науки, методов и форм научного познания позитивистским и герменевтическим подходами; - основные истоки и источники подходов к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.; - основные идеи представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.; - методы герменевтического и позитивистского подходов; - преимущества и недостатки методов герменевтического и позитивистского подходов; - методы научного и философского исследования; - специфику научного и философского диалога; - специфику философской аргументации при рассмотрении современных социально-философских проблем; - особенности научного и философского исследования современных социальных процессов и явлений; - концептуальные основы научно-исследовательской деятельности; - структуру и специфику основных разделов диссертационного исследования; - правила и требования к оформлению научного исследования. Уметь:
- определить основные подходы к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.; - выявить основы и специфику взаимодействия позитивистского и герменевтического подходов; - указать основные варианты синтеза идей представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.; - выявить и продемонстрировать специфику рассмотрения природы научного знания, структуры науки, методов и форм научного познания позитивистским и герменевтическим подходами. - использовать методы герменевтического и позитивистского подходов для анализа современных социальных явлений и процессов; - использовать преимущества и учитывать недостатки методов герменевтического и позитивистского подходов в процессе конкретного научного и философского исследования современных социальных явлений и процессов; - определить и указать специфику научного и философского диалога; - указать специфику философской аргументации при рассмотрении современных социально-философских проблем; - выявлять особенности научного и философского исследования современных социальных процессов и явлений; - использовать различные методы научного и философского исследования в профессиональной деятельности; - использовать первоисточники в процессе научного исследования; - применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и логического мышления; - применять в научной деятельности правила и требования к оформлению научного исследования. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- критериями научности в социально-философском познании; - основными методами научного познания и видеть специфику социально-гуманитарного познания; - навыками определения и учета специфики рассмотрения природы научного знания, структуры науки, методов и форм научного познания позитивистским и герменевтическим подходами; - навыками применения методов герменевтического и позитивистского подходов в процессе исследования современных социальных явлений и процессов; - навыками оценки преимуществ и недостатков применения методов герменевтического и позитивистского подходов в процессе конкретного научного и философского исследования современных социальных явлений и процессов; - навыками позитивистского анализа современных социальных явлений и процессов; - навыками герменевтического анализа современных социальных явлений и процессов; - навыками применения различных методов научного и философского исследования в профессиональной деятельности; - навыками ведения научного и философского диалога; - навыками философской аргументации при рассмотрении современных социально-философских проблем; - навыками самостоятельного критического мышления при анализе социальных и исторических явлений; - навыками сравнительного анализа при рассмотрении современных социальных процессов и явлений; - навыками ведения экспертной работы по социально-философской проблематике; - навыками аналитической оценки социально-гуманитарного материала; - навыками ведения исследовательской работы по конкретным проблемам; - основными методами научного познания и видеть специфику социально-гуманитарного познания; - владеть навыками применения в научной деятельности правил и требований к оформлению научного исследования. |
Содержание дисциплины | Методика научного познания. Методология научного познания. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/ Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/ Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/ Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru; Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/ Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru) Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru) |
Форма промежуточной аттестации | Зачет. |