Цель изучения дисциплины | Целью изучения дисциплины является овладение студентами научными знаниями о междисциплинарных подходах в современной науке. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В.ДВ.06 |
Формируемые компетенции | ОПК-10 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
- междисциплинарные подходы к изучению общественных процессов междисциплинарные подходы к изучению общественных процессов с учетом специфики экономических, политических, социальных аспектов их развития; - основные теории, концепции и принципы философии науки; - основные идеи, составляющие базис современного наукознания; - основные проблемы и концепции философии и методологии естествознания наук; - основные проблемы философии и методологии естественно-научного познания; - понятийный аппарат философии и методологии естественных и социально-гуманитарных наук; - общенаучные методологические подходы; - основные философские и методологические проблемы социально-гуманитарных наук; - специфику методологии социально-гуманитарных наук; - особенности и тенденции дифференциации и интеграции наук; - особенности взаимодействия наук и методов; - роль и функции математизации и компьютеризации в развитии науки; - общелогические методы (сравнение, анализ, абстрагирование, синтез и обобщение) научного познания и основные виды умозаключений (дедукция, индукция и аналогия); - основы и принципы критической рефлексии; - основные методы и приемы рационального познания и специфику их применения в научном и философском исследовании; - философские и общенаучные методологические подходы. Уметь:
- осмысленно оперировать философскими категориями в профессиональной деятельности; - вести дискуссии, полемики, диалоги в области философских проблем конкретных дисциплин; - указать специфику естественных наук, их предмета и способа постановки проблем; - выявить специфику развития актуальных частно-научных направлений; - осуществить проблемный философско-методологический анализ данных областей научного знания; - применять понятийный аппарат философии и методологии естественных и социально-гуманитарных наук; - применять общенаучные методологические подходы; - раскрыть основные философские и методологические проблемы социально-гуманитарных наук; - определить и указать специфику методологии социально-гуманитарных наук; - установить особенности и тенденции дифференциации и интеграции наук; - выявить особенности взаимодействия наук и методов; - установить и указать роль и функции математизации и компьютеризации в развитии науки; - использовать фундаментальные знания в сфере междисциплинарных связей в профессиональной деятельности; использовать прикладные знания в сфере междисциплинарных связей в профессиональной деятельности; - формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных философских профессиональных знаний; - выбирать необходимые методы исследования, моделировать существующие и разрабатывать новые, исходя из проблематики конкретного научного и философского исследования; - использовать первоисточники в процессе научного и философского исследования; - применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и абстрактного мышления в профессиональной деятельности; - применять общелогические методы научного познания и основные виды умозаключений в научном и философском исследовании; - правильно оперировать указанными формами и категориями в процессе мышления и коммуникации; - выявлять основные приемы рационального познания в научных и философских текстах; - обобщать и систематизировать информацию, выявленную в процессе анализа научных и философских текстов. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- принципами системного мышления; - навыками критической философской оценки и естественнонаучных течений, направлений и школ; - навыками ориентации в традиционных и современных концепциях философии естественнонаучного познания; - навыками аналитической оценки научного материала; - понятийным аппаратом философии и методологии естественных и социально-гуманитарных наук; - общенаучными методологическими подходами; - навыками раскрытия основных философских и методологических проблем социально-гуманитарных наук; - навыками определения и выявления специфики методологии социально-гуманитарных наук; - навыками установления особенностей и тенденций дифференциации и интеграции наук; - навыками выявления особенностей взаимодействия наук и методов; - навыками установления и указания роли и функций математизации и компьютеризации в развитии науки; - навыками анализа методологических подходов, развиваемых различными научными школами; - навыками научной и философской аргументации; - навыками философской аргументации и анализа; - навыками применения знаний, полученных в рамках курса, на практике – в беседе, споре, выступлении, как в учебном процессе, так и в научной и философской деятельности; - навыками ведения научного и философского диалога; - навыками научной и философской аргументации; - навыками ведения исследовательской работы по конкретным научным и философским проблемам; - основными методами научного и философского познания и видеть специфику как естественно-научного, так и социально-гуманитарного познания; - навыками критического анализа получаемой информации; - общелогическими методами научного познания и основными видами умозаключений в процессе профессиональной философской деятельности; - навыками анализа научных и философских концепций; - навыками аналитической оценки научного и философского материала; - навыками обобщения и систематизации информации, выявленной в процессе анализа научных и философских текстов, с учётом их специфики. |
Содержание дисциплины | Специфика междисциплинарных методов. Проблема междисциплинарных подходов.. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/ Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru; Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/ Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru) Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru) |
Форма промежуточной аттестации | Зачет. |