Аннотация рабочей программы дисциплины
«Ментальные основы социокультурного единства Европы»

Цель изучения дисциплины - дать студентам базовые знания о ментальных основах социокультурного единства Европы (эпоха средневековья). В том числе: определить основные варианты трактовки понятия «ментальность»; выявить понимание и роль категорий «время», «пространство», «труд» и «богатство» в средневековой ментальности и культуре; выявить происхождение, обоснование, а также основные причины и характер трансформации трехчленной модели средневекового общества; установить место и значение основных социальных групп в трехчленной модели средневекового общества; выявить степень влияния «воинской» и «крестьянской» ментальностей на христианство и их роль в формировании социокультурного единства средневековой Европы; выявить истоки ментальных основ социокультурного единства современной Европы.
Место дисциплины в учебном плане Б1.В.ДВ.10
Формируемые компетенции ОК-6
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
- проблемы человека в европейской цивилизации;
- основные ценности европейской культуры;
- основные варианты трактовки понятия «ментальность»;
- понимание и роль категорий «время», «пространство», «труд» и «богатство» в средневековой европейской ментальности и культуре;
- происхождение, обоснование, а также основные причины и характер трансформации трехчленной модели средневекового общества;
- место и значение основных социальных групп в трехчленной модели средневекового общества;
- степень влияния «воинской» и «крестьянской» ментальностей на христианство и их роль в формировании социокультурного единства средневековой Европы;
- основные подходы к определению понятия «ментальность»;
- основные определения понятия «ментальность»;
- основные способы выявления «ментальностей» различных социальных групп;
- методы и приемы определения основных элементов ментальностей представителей различных социальных групп.
Уметь:
- применять полученные знания в процессе научного исследования ценностей мировой и российской культуры;
- использовать полученные знания и навыки в процессе межкультурного диалога в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
- выявлять элементы ментальности представителей различных социальных групп;
- работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия, благодаря навыкам выявления элементов ментальности представителей различных социальных групп;
- выявить истоки ментальных основ социокультурного единства современной Европы;
- применять полученные знания и навыки в процессе научного исследования социально-философских проблем;
- выявлять и дифференцировать основные подходы к определению понятия «ментальность» в процессе педагогической деятельности;
- применять основные определения понятия «ментальность» в процессе педагогической деятельности;
- применять основные способы выявления «ментальностей» различных социальных групп учащихся в воспитательной работе;
- применять методы и приемы определения основных элементов ментальностей учащихся - представителей различных социальных групп в воспитательной работе.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- навыками анализа ценностей мировой и российской культуры;
- навыками межкультурного диалога в коллективе с социальными, этническими, конфессиональными и культурными различиями его представителей;
- навыками анализа социальных, этнических, конфессиональных и культурных различия, сформированными на основе умения выявлять элементы ментальности представителей различных социальных групп;
- навыками выявления структуры и функционирования европейского общества;
- навыками выявления механизмов и форм социальных изменений;
- основными подходами к определению понятия «ментальность» и готов использовать их в педагогической деятельности;
- навыками применения основных определений понятия «ментальность» в процессе педагогической деятельности;
- навыками применения основных способов выявления «ментальностей» различных социальных групп учащихся в процессе воспитательной работы;
- навыками использования методов и приемов определения основных элементов ментальностей учащихся - представителей различных социальных групп в процессе воспитательной работы.
Содержание дисциплины Проблема определения ментальности.. Время и пространство в средневековой ментальности и культуре.. Труд и богатство в средневековой ментальности и культуре.. Крестьяне в трехчленной модели средневекового общества. Элементы «крестьянской» ментальности и их соотношение с христианством.. Специфика «воинской» ментальности в средневековой европейской цивилизации . Средневековые воины и христианство.. Проблема войны в трудах раннесредневековых авторов.. Специфика ментальностей основных социальных групп средневековой европейской цивилизации. Трансформация основных элементов ментальностей европейской цивилизации. Ментальные основы социокультурного единства современной Европы..
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)
Форма промежуточной аттестации Зачет.