Аннотация рабочей программы дисциплины
«Взаимодействие цивилизаций»

Цель изучения дисциплины Цель освоения учебной дисциплины «Взаимодействие цивилизаций» - ознакомить студентов с основными философско-историческими концепциями, касающимися изучения цивилизаций, тенденциями и закономерностями развития и взаимодействия цивилизаций; дать студентам базовые знания о современных тенденциях социально-философского исследования цивилизаций.
Место дисциплины в учебном плане Б1.В.ДВ.13
Формируемые компетенции ОК-6
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
- основные особенности и закономерности межэтнического, межкультурного и межцивилизационного взаимодействия;
- основные характеристики человека, особенности его жизненного опыта, его активности и социальной деятельности;
- основные подходы к определению «этноса», «культуры» и «цивилизации»;
- иметь представление о закономерностях развития философии истории;
- основания социокультурного взаимодействия;
- специфику социально-философского познания.
- критерии истины в социальной философии;
- об индивидуальном и коллективном бессознательном как мотивации социальных действий;
- цивилизационную специфику сущности, структуры и функционирования обществ;
- специфику механизмов и форм социальных изменений в различных цивилизациях;
- принципы исторической типологии общества, а также их применение в рамках цивилизационного подхода;
- источники и основные концепции, рассматриваемые в содержании курса;
- проблемы и перспективы современной культуры и цивилизации;
- знать основания социокультурного взаимодействия;
- основные подходы к определению понятия «цивилизация»;
- основные варианты классификации цивилизаций;
- основные особенности и закономерности генезиса и трансформации цивилизаций;
- основные варианты сценариев будущего сосуществования цивилизаций.
Уметь:
- выявить проблемы социальной онтологии, научить пониманию общества как целостной системы социальной реальности;
- выявить основы и варианты типологии контактов социальных групп;
- указать основные варианты выделения факторов, детерминирующих общественную жизнь и определяющих ее характер;
- выявить основания социокультурного взаимодействия;
- определить основные виды социальных групп и указать их специфику;
- выявить основные особенности и закономерности межэтнического и межцивилизационного взаимодействия;
- выявить и показать специфику социально-философского познания;
- применять критерии истины в процессе исследования и решения традиционных и современных проблем социальной философии;
- применять знания об индивидуальном и коллективном бессознательном как мотивации социальных действий;
- выявить и продемонстрировать цивилизационную специфику сущности, структуры и функционирования обществ;
- указать специфику механизмов и форм социальных изменений в различных цивилизациях;
- применять принципы исторической типологии общества в рамках цивилизационного подхода;
- использовать первоисточники в образовательном процессе и научно-исследовательской деятельности;
- применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и логического мышления в процессе научно-исследовательской деятельности;
- выявлять специфические особенности основных цивилизаций (европейской, исламской, буддийской, латиноамериканской, индийской и т.д.);
- определять основные особенности и выявить основные закономерности генезиса и трансформации цивилизаций;
- выявлять основы и специфику взаимодействия цивилизаций.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- диалектическим подходом к разрешению основных историософских проблем, а также остальными методологическими подходами;
- различными подходами в интерпретации содержания историософских категорий;
навыками выделения факторов, детерминирующих общественную жизнь и определяющих ее характер;
- знаниями типологии контактов социальных групп;
- навыками выявления специфики социально-философского познания в процессе профессиональной деятельности;
- навыками применения критериев истины в процессе рассмотрения и решения традиционных и современных проблем социальной философии в конкретном исследовании;
- навыками применения знания об индивидуальном и коллективном бессознательном как мотивации социальных действий в процессе профессиональной деятельности;
- навыками выявления и демонстрации цивилизационной специфики сущности, структуры и функционирования обществ в научной и образовательной деятельности;
- навыками обнаружения специфики механизмов и форм социальных изменений различных цивилизаций в конкретно-научном исследовании;
- навыками применения принципов исторической типологии обществ в рамках цивилизационного подхода в процессе профессиональной деятельности;
- навыками аналитической оценки социально-философского материала;
- навыками ведения исследовательской работы по конкретным проблемам специфики и взаимодействия различных цивилизаций;
- навыками сравнительного анализа основных цивилизаций, а также их взаимодействия и этапов развития.
Содержание дисциплины Проблема определения и классификации цивилизаций.. Специфика европейской и латиноамериканской цивилизаций.. Специфика индийской и буддийской цивилизаций.. Специфика исламской и дальневосточной цивилизаций.. Генезис и трансформация цивилизаций.. Взаимодействие цивилизаций (прошлое и современность). Сценарии будущего сосуществования цивилизаций..
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)



Форма промежуточной аттестации Зачет.