Аннотация рабочей программы дисциплины
«Актуальные проблемы социальной философии»

Цель изучения дисциплины - дать магистрам базовые знания об основах и принципах социальной статики и социального функционирования, сформировать у студентов целостное представление о развитии социально-философского знания, а также о современных философских проблемах человека и общества;
- обосновать взаимоотношения биологического, социального и духовного в человеке, отношения человека к природе, условий формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, природы и культуры;
-изложить основные концепции исторического процесса, проблемы и перспективы современной культуры и цивилизации.
Место дисциплины в учебном плане Б1.В
Формируемые компетенции ОПК-1
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
- об индивидуальном и коллективном бессознательном как мотивации социальных действий;
- основные проблемы социальной философии;
- основные подходы к изучению проблем социальной структуры, социального функционирования и динамики;
- общий ход исторического процесса, проблемы и перспективы современной культуры и цивилизации;
- о взаимоотношении биологического, социального и духовного в человеке, отношение человека к природе,
- основные концепции информационного общества;
- философский аспект глобальных проблем человечества;
- основные положения философско-политических учений;
- основные герменетвтические методы и теории;
- социальные проекты общественного идеала в философии;
- специфику социально-философского познания;
- проблемы критериев истины в социальном познании;
- критическую, интеллектуальную философию истории и постмодернистскую концепцию исторического познания;
- проблемы и перспективы современной культуры и цивилизации;
- основные методологические положения социально-философских концепций;
- принципы и методы основных школ и направлений социально-философской мысли;
- основные методологические подходы к интерпретации смысла истории;
- основные аспекты социально-философского знания;
- современные философские проблемы человека и общества;
- условия формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, природы и культуры;
- основные варианты выделения факторов, детерминирующих общественную жизнь и определяющих ее характер;
- основы и принципы построения этических концепций;
- основные философские системы, содержащие морально-этический компонент;
- специфику социально-философского и философско-исторического познания;
- критерии истины в социальной философии и философии истории;
- основания социокультурного взаимодействия;
- об индивидуальном и коллективном бессознательном как мотивации социальных действий;
- психоаналитические основания власти.
Уметь:
- вести диалог, отстаивать собственные убеждения;
- применять основные положения философской антропологии, философии истории и философии политики при анализе социальных явлений и событий;
- определить основные виды социальных групп, указать их особенности и специфику взаимодействия с другими группами;
- выявлять сущность и явление в социальных явлениях и процессах;
- различать форму и содержание социальных институтов и явлений;
- рассматривать общество с позиций системного подхода;
- осуществлять социально-философский анализ свойств правового государства и гражданского общества.
- применять основные положения социальной философии, философии истории и философии политики при анализе социальных явлений и событий;
- отличать социально-философские теории от социальных прожектов;
- применять герменевтический, системный, структурно-функциональный и постмодернистский подходы при анализе общественных явлений;
- применять в социально-философских исследованиях общелогические методы исследования;
- использовать основные положения философии культуры в профессиональной коммуникации в процессе педагогической деятельности;
- применять в профессиональной педагогической деятельности основные требования моральной философии;
- использовать основные этические положения философии в профессиональной педагогической практике;
- анализировать отношения господства и подчинения в обществе и научить этому учащихся;
- анализировать социально-значимые проблемы и процессы и научить этому учащихся;
- использовать основные положения и методы социального познания в
профессиональной педагогической деятельности;
- представлять итоги экспертной работы по социально-философской проблематике в виде отчетов, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями;
- применять полученную в рамках курса информацию в педагогической практике;
- редуцировать философскую проблематику к конкретной ситуации в процессе преподавательской деятельности;
- обосновать взаимоотношения биологического, социального и духовного в человеке и донести свои аргументы до учащихся в процессе педагогической деятельности.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- навыками абстрагирования, моделирования, формализации информации;
- навыками коммуникации, понимать её философское значение;
- основными медодами научного познания и видеть специфику социально-гуманитарного познания;
- навыками сравнительного анализа при рассмотрении социальных процессов и явлений;
- навыками компаративного анализа;
- навыками философской аргументации при рассмотрении социально-философских проблем;
- навыками ведения философского диалога;
- навыками сравнительного анализа при рассмотрении социальных процессов и явлений;
- навыками герменевтического, системного, структурно-функционального и постмодернистского анализа социальных явлений и процессов;
- стремлением к нравственной рефлексии в процессе педагогической деятельности;
- этическими нормами и навыками их применения в профессиональной педагогической деятельности;
- навыками рефлексивного самоанализа и умением привить данные навыки учащимся;
- интерактивными навыками профессиональной коммуникации в процессе преподавательской деятельности;
- навыками убеждения и аргументации в этических вопросах в процессе преподавательской деятельности;
- критериями научности в социально-философском и философско-историческом познании в процессе профессиональной педагогической деятельности;
- навыками самостоятельного критического мышления при анализе социальных и исторических явлений и умением привить данные навыки учащимся;
- навыками ведения экспертной работы по социально-философской проблематике в профессиональной педагогической деятельности;
- навыками философской аргументации в процессе преподавательской деятельности;
- навыками ведения диалога в педагогической практике;
- навыками изложения основных концепций исторического процесса, проблем и перспектив современной культуры и цивилизации в процессе преподавательской деятельности.
Содержание дисциплины Социальная философия: основные проблемы, подходы и структура социально-философского знания.. Деятельностный подход и основные проблемы социальной статики. . Субъектный и институциональный подходы и основные проблемы социальной статики. . Проблема классификации социальных групп. . Авторы сборника «Вехи» о русской интеллигенции. . Основные концепции социальной солидарности и конфликта.. Тард Г. о солидарности и конфликте в социальных отношениях.. Проблема конфликта и любви в философии Ж.П. Сартра.. Функциональный подход и социальные изменения в работе Р. Мертона «Социальная теория и социальная структура».. Критика К. Поппера теории капитализма К. Маркса.. Этнические общности (проблемы определения и типологии).. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева.. Взаимосвязь социальной психологии и идеологии в работе К. Манхейма «Идеология и утопия».. Проблема выявления сущности культуры социальной группы и основания социокультурного заимодействия.. Социальные основы религии в работе М. Вебера «Социология религии».. Предмет философии истории.. Философско-исторические концепции. . Проблемы детерминизма в философии истории. Теории факторов. Субъекты истории. Эволюционное и революционное в общественном развитии. Направленность истории и идея общественного прогресса. Смысл истории. .
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)
Форма промежуточной аттестации Экзамен.