Цель изучения дисциплины | Цель освоения учебной дисциплины «Методологические проблемы философии истории» состоит в обнаружении и экспликации способов построения известных фило-софско-исторических концепций, представленных в западноевропейской и отечественной традициях 18 – 20 столетий, что позволит ввести студентов в проблемной поле философии истории и заинтересовать их в научно-исследовательской деятельности. Примечание: цели освоения учебной дисциплины соответствуют общим целям ООП Университета. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В |
Формируемые компетенции | ПК-1 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
- современную философско-историческую картину мира, инвариантные пути исторического развития народов; - суть проблемы диалога культур; - проблемное «поле» методологии исторического познания; - методику научно-исследовательской работы; - методологию исторического познания (сравнительно-исторический и компаративистский методы; методы историзма, исторической аналогии, моделирования, понимания, объяснения, исторических ситуаций и т. д.); - основные виды и формы историзма: провиденциа-листический, натуралистический, интеллектуально-этический, экзистенциальный, субстанциональный, радикальный. Уметь:
- различать идеологические штампы, установки исторического эгоцентризма при оценке исторических деяний, событий, личностей, народов; - видеть достоинства и недостатки тех или иных методов; - формулировать проблемы в области философии истории и предлагать гипотезы их решения; - применять на практике полученные знания; - видеть перспективы дальнейшего исследования; - ставить проблемы в определенной предметной области и решать их. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- навыками критической философско-исторической рефлексии; - навыками ведения диалога с представителями другой культуры; - методами эмпатии, феноменологической редукции, герменевтического и ситуационного анализа; - способностью формулировать оригинальные авторские методы решения поставленных задач; - методологией исторического познания; - навыком работы с оригинальными источниками; - умением формулировать новые цели и достигать новых результатов. |
Содержание дисциплины | Понятие философии истории в новоевропейской метафизике . Понятие философии истории в неклассическое время . Концепции универсальной Истории . Концепции исторического параллелизма. . Концепции исторического номинализма и проблема целостности всемирной истории в философии истории А. Тойнби . Проблема исторической полярности в историческом номинализме и в философии истории А. Тойнби . Проблема исторического и неисторического в историческом универсализме и параллелизме. . Проблема исторической направленности. . Проблема внешнего единства истории. . Проблема внутреннего единства истории . |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/ Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/ Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/ Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ Электронная библиотека по философии: http://rilosof.historic.ru; Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/ Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru) Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru) |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен. |