Аннотация рабочей программы дисциплины
«Методологические проблемы философии истории»

Цель изучения дисциплины Цель освоения учебной дисциплины «Методологические проблемы философии истории» состоит в обнаружении и экспликации способов построения известных фило-софско-исторических концепций, представленных в западноевропейской и отечественной традициях 18 – 20 столетий, что позволит ввести студентов в проблемной поле философии истории и заинтересовать их в научно-исследовательской деятельности.
Примечание: цели освоения учебной дисциплины соответствуют общим целям ООП Университета.
Место дисциплины в учебном плане Б1.В
Формируемые компетенции ПК-1
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
- современную философско-историческую картину мира, инвариантные пути исторического развития народов;
- суть проблемы диалога культур;
- проблемное «поле» методологии исторического познания;
- методику научно-исследовательской работы;
- методологию исторического познания (сравнительно-исторический и компаративистский методы; методы историзма, исторической аналогии, моделирования, понимания, объяснения, исторических ситуаций и т. д.);
- основные виды и формы историзма: провиденциа-листический, натуралистический, интеллектуально-этический, экзистенциальный, субстанциональный, радикальный.
Уметь:
- различать идеологические штампы, установки исторического эгоцентризма при оценке исторических деяний, событий, личностей, народов;
- видеть достоинства и недостатки тех или иных методов;
- формулировать проблемы в области философии истории и предлагать гипотезы их решения;
- применять на практике полученные знания;
- видеть перспективы дальнейшего исследования;
- ставить проблемы в определенной предметной области и решать их.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- навыками критической философско-исторической рефлексии;
- навыками ведения диалога с представителями другой культуры;
- методами эмпатии, феноменологической редукции, герменевтического и ситуационного анализа;
- способностью формулировать оригинальные авторские методы решения поставленных задач;
- методологией исторического познания;
- навыком работы с оригинальными источниками;
- умением формулировать новые цели и достигать новых результатов.
Содержание дисциплины Понятие философии истории в новоевропейской метафизике . Понятие философии истории в неклассическое время . Концепции универсальной Истории . Концепции исторического параллелизма. . Концепции исторического номинализма и проблема целостности всемирной истории в философии истории А. Тойнби . Проблема исторической полярности в историческом номинализме и в философии истории А. Тойнби . Проблема исторического и неисторического в историческом универсализме и параллелизме. . Проблема исторической направленности. . Проблема внешнего единства истории. . Проблема внутреннего единства истории .
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Электронная библиотека по философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)
Форма промежуточной аттестации Экзамен.