Цель изучения дисциплины | Сформировать у студентов представление о специфике антропологических учений Древней Индии и Древнего Китая. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В.ДВ.01 |
Формируемые компетенции | ОПК-5 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
- характерные черты образа человека, представленные в ортодоксальных и неортодоксальных философских течениях древней Индии, и древнекитайских философских школах; - отличие и сходство древнеиндийских и древнекитайских философских представлений о человеке; - основные концепции и теории западноевропейской философии в сравнительном отношении с философскими концепциями Востока; - основные онтологические, гносеологические, этические понятия различных философских школ древней Индии и древнего Китая; - взаимосвязь антропологических, онтологических, гносеологических, этических понятий важнейших направлений древнеиндийской и древнекитайской философии. - основные подходы, методы и приемы преподавания философских дисциплин высшей школе. Уметь:
- составлять целостное представление о человеке на основе конкретного древнеиндийского или древнекитайского философского текста; - соотносить антропологические понятия индийской и китайской философии с основными понятиями о человеке в западной философии; - проводить сравнительный анализ философских концепций древнеиндийской и древнекитайской философии с концепциями западноевропейских и русских философов; - анализировать и видеть специфику древневосточных философских текстов; - выявлять антропологическую сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности; - аргументировано решать антропологические проблемы, опираясь на философские учения древней Индии и древнего Китая. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- пониманием разных комментаторских традиций философской мысли Индии и Китая; - навыками абстрагирования, моделирования, формализации философско-антропологической информации; - навыками соотнесения ключевых философских идей и концепций с феноменами современности в кросс-культурной среде; - пониманием взаимосвязи антропологических, онтологических, гносеологических, этических понятий важнейших направлений древнеиндийской и древнекитайской философии; - различными методами герменевтического анализа текстов; - ведением открытого и толерантного диалога в рамках преподавания дисциплины в высшей школе. |
Содержание дисциплины | Философия упанишад. Этический путь брахмана. Проблема индивидуального «Я» и его структуры. Атман как абсолют, рассмотренный со стороны субъекта. Интеллектуальные и интуитивные способности и возможности познания реальности. Специфика мистического переживания. . Человек в философии чарваков и локаятиков. Гедонизм как основополагающий принцип поведения человека. Понимание человека в джайнизме. Антропология буддизма.. Индивидуальное «Я» в философских школах ньяя и вайшешика и пути его освобождения. Антропологические учения санкхьи и йоги. Восемь ступеней этического пути йогина, ведущие к достижению просветления (яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи). . Учение мимансы о душе. Проблема человека в веданте.. Нравственный идеал и образ жизни совершенномудрого в философии Конфуция. Учение о благородном муже.. Антропология даосизма. Понимание человека в философии моизма. Принцип всеобщей любви как основа гармонии мира. Образ человека в школе «инь-ян», школе имен и школе законников.. Особенности антропологической мысли китайского буддизма. Философия молчания «чань». Невозможность выражения первопринципа. Метод совершенствования. Внезапное просветление. Достижение недостижимого.. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/ Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/ Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/ Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru; Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/ Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru) Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru) |
Форма промежуточной аттестации | Зачет. |