Аннотация рабочей программы дисциплины
«История архивов России»

Цель изучения дисциплины Цель курса – дать студентам углубленное, целостное представление об истории формирования и деятельности архивов России, преемственности практики комплектования, хранения и использования документов российских архивов в дореволюционный период и в новейшее время; познакомить с проблемами, связанными с собиранием и освоением наследия прошлого, в конкретной исторической обстановке. В их числе: развитие отечественного архивного дела, формы и методы управления архивами, влияние исторических условий на жизнь и деятельность архивов, разработка научно-справочного аппарата; использование архивных документов в практических, политических, научных и культурных целях. Кроме того, конечной целью курса является воспитание у студентов сознание гуманистической миссии архивиста в современном мире, связанной с постоянно возрастающей ценностью архивов как основного элемента возникающей в XXI веке новой «глобальной информационной инфраструктуры» (по терминологии ЮНЕСКО), или «единого архивно-информационного пространства» (по терминологии современных отечественных архивоведов).
Для достижения цели решаются следующие задачи:
- сформировать у студентов исторически конкретное представление об архивах России;
- проследить основные этапы формирования Архивного фонда РФ – многоуровневой информационной системы;
- научить студентов самостоятельно выявлять и объективно оценивать ключевые этапы в развитии отечественного архивного строительства;
- дать анализ типологии и организационной структуры государственных и негосударственных архивов;
- определить закономерности и особенности истории отечественного архивного дела;
- дать историю складывания и характеристику основных комплексов документов, хранящихся в федеральных архивах, практику хранения и использования документов архивов;
- изучить историю формирования научно-справочного аппарата архивов
Кроме того, одной из задач курса является научить студентов самостоятельно выявлять и оценивать с применением историко-компаративистских методов научного анализа характерные черты и особенности хода архивного строительства в контексте общей истории Отечества, а также его взаимообусловленность с историей духовной (гуманитарной) культуры на различных этапах жизнедеятельности человека.
Место дисциплины в учебном плане Б1.Б
Формируемые компетенции ОК-11
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
процесс формирования системы государственного управления российскими архивами;
генезис и особенности функционирования государственных, негосударственных и личных архивов в прошлом и на современном этапе;
место отечественных архивов в системе государственного управления и историко-культурного наследия.
Уметь:
- выделять общее и особенное в развитии и деятельности отечественных архивов;
- устанавливать информационные связи документов фондообразователя;
- определять внутреннюю систематизацию документов, выработанную фондообразователем;
- проводить историко-компаративный анализ научных трудов историков отечественного архивного дела;
- применять полученные знания в практической архивной работе.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
оценки и анализа деятельности отечественных архивов;
написания научно-исследовательских работ по истории архивов и архивного дела;
организации работы современных архивов
Содержание дисциплины 1. Архивы и архивное дело в IX- XVII вв.. 2. Архивы и архивное дело в период Российской империи.. 3. Архивы и архивное дело РСФСР-СССР до 1938 г.. 4. Архивное дело в системе НКВД-МВД СССР.. 5. Архивное дело СССР в 1960-е-1980-е гг.. 6. Реформирование архивного дела в 1990-е гг..
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
Форма промежуточной аттестации Экзамен.