Цель изучения дисциплины | - ввести магистрантов в общее проблемное поле истории и методологии науки, показать этапы становления и развития научного знания, смену научных парадигм, типов научной рациональности - дать студентам базовые знания об основных тенденциях в исследовании проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.; - определить основные подходы к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.; - выработать навыки самостоятельной научно-исследовательской работы, написания и корректного оформления диссертационного исследования |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.Б |
Формируемые компетенции | ОК-1 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
- общелогические методы (сравнение, анализ, абстрагирование, синтез и обобщение) научного познания и основные виды умозаключений (дедукция, индукция и аналогия); - основы и принципы критической рефлексии; - основные формы мышления и развития знания; - основные методы и приемы рационального познания и специфику их применения в научном исследовании; - основные проблемы философии и методологии научного познания; - понятийный аппарат философии и методологии науки; - общенаучные методологические подходы; - этапы становления и развития научного знания; - особенности современного этапа развития научного знания; - концептуальные основы научно-исследовательской деятельности; - источники и основные концепции, рассматриваемые в содержании курса; - основные истоки и источники подходов к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.; - основные идеи представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.; - основные концепции социального пространства и времени; - основные варианты понимания и определения «культурного ландшафта; - подходы к изучению культурного ландшафта; - основные принципы, исходные установки и методы, применяемые в процессе исследования социального пространства и времени; - основные принципы, исходные установки и методы, применяемые в процессе исследования культурного ландшафта. Уметь:
- применять общелогические методы научного познания и основные виды умозаключений в научном исследовании; - правильно оперировать указанными формами и категориями в процессе мышления и коммуникации; - выявлять основные приемы рационального познания в научных текстах; - обобщать и систематизировать информацию, выявленную в процессе анализа научных текстов; - формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний; - выбирать необходимые методы исследования, моделировать существующие и разрабатывать новые, исходя из проблематики конкретного исследования; - использовать первоисточники в процессе научного исследования; - применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и абстрактного мышления; - определить основные подходы к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв., - выявить основы и специфику взаимодействия позитивистского и герменевтического подходов; - указать основные варианты синтеза идей представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.; - выявлять применение основных концепций социального пространства и времени в конкретных научных исследованиях; - выявлять применение основных подходов к изучению культурного ландшафта в конкретных научных исследованиях; - устанавливать основной вариант понимания и определения культурного ландшафта в конкретных научных исследованиях; - выбирать и применять оптимальную для конкретного научного исследования концепцию социального пространства и времени; - выбирать и применять оптимальный для конкретного научного исследования вариант понимания и определения культурного ландшафта; - выбирать и применять оптимальный для конкретного научного исследования подход к изучению культурного ландшафта; - выбирать и применять оптимальные принципы, исходные установки и методы в процессе для конкретного научного исследования социального пространства и времени. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- навыками критического анализа получаемой информации; - общелогическими методами научного познания и основными видами умозаключений в процессе профессиональной деятельности; - навыками анализа научных и философских концепций; - навыками аналитической оценки социально-гуманитарного материала; - навыками обобщения и систематизации информации, выявленной в процессе анализа научных текстов, с учётом их специфики; - навыками научной аргументации; - навыками применения знаний, полученных в рамках курса, на практике – в беседе, споре, выступлении, как в учебном процессе и научной деятельности, так и в повседневной жизни; - навыками ведения диалога; - навыками научной и философской аргументации. - навыками ведения исследовательской работы по конкретным проблемам; - основными методами научного познания и видеть специфику социально-гуманитарного познания; - навыками герменевтического и позитивистского анализа современных социальных явлений и процессов; - навыками выявления применения основных концепций социального пространства и времени в конкретных научных исследованиях; - навыками выявления применения основных подходов к изучению культурного ландшафта в конкретных научных исследованиях; - навыками выявления основного варианта понимания и определения культурного ландшафта в конкретных научных исследованиях; - навыками применения оптимальной для конкретного научного исследования концепции социального пространства и времени; - навыками применения оптимального для конкретного научного исследования варианта понимания и определения культурного ландшафта; - навыками применения оптимального для конкретного научного исследования подхода к изучению культурного ландшафта; - навыками применения оптимальных принципов, исходных установок и методов в процессе для конкретного научного исследования социального пространства и времени. |
Содержание дисциплины | Возникновение науки и основные стадии ее эволюции.. Наука: понятие, специфика, рефлексия. Понятие методологии. Специфика объекта и предмета и субъекта социально-гуманитарного познания.. Проблема развития науки в философии. Актуальные проблемы философии науки. Проблема методов и методологии в науке и в философии.. Социально-гуманитарные науки: проблема определения сущности. Общие методологические проблемы социально-гуманитарных наук. Уровни познания и формы знания в социально-гуманитарном исследовании. Эмпирический и теоретический уровень социального познания. Методологические основания и направления исторического исследования школы "Анналов". Философские основания исследования культурного ландшафта. Позитивистский и герменевтический проекты философии и методологии научного познания.. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/ Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/ Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/ Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ Научная электронная библиотека: http://www.elibrary.ru Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru; Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/ |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен. |