Аннотация рабочей программы дисциплины
«История и философия науки»

Цель изучения дисциплины Ввести аспирантов в общее проблемное поле истории и философии науки, показать этапы становления и развития научного знания, смену научных парадигм, типов научной рациональности. Кроме этого, необходимо выработать у обучающихся понимание смысла и концептуального своеобразия научной деятельности, а также уяснения места науки в современном обществе, ее социального и ценностного статуса.
Место дисциплины в учебном плане Б1.Б
Формируемые компетенции ОПК-1, УК-1, УК-2, УК-3, УК-5
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
-общие проблемы философии
-современные философские проблемы областей научного знания
-информационную концепцию научного процесса
-основные методы научно-исследовательской деятельности в избранной профессиональной области
-этические нормы профессиональной деятельности; современные подходы к моделированию и логических навыках студента
Уметь:
-методологически грамотного осмыслять конкретно-научные проблемы с видением их в мировоззренческом контексте истории науки
-критически воспринимать новые научные факты и гипотезы
-анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов; при решении исследовательских и практических задач генерировать новые идеи, поддающиеся операционализации исходя из наличных ресурсов и ограничений
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
-культурой научного исследования
-широким спектром междисциплинарного научного инструментария, применяемого в современной науке
-навыками анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях; навыками критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
-этическими нормами профессиональной деятельности, навыками самоанализа и самоконтроля педагогической деятельности; навыками оценивания сформированности собственных профессионально педагогических компетенций; умениями и навыками профессионально-творческого саморазвития на основе компетентностного подхода
Содержание дисциплины Предмет и основные концепции современной философии науки. . Наука в культуре современной цивилизации. . Наука как социальный институт.. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции. . Структура научного знания. . Динамика науки как процесс порождения нового знания.. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности.. Особенности современного этапа развития науки. . Этические проблемы современной науки.. Наука в культуре техногенной цивилизации и роль науки в преодолении глобальных кризисов.. Философские проблемы физики и техники. Место физики в системе наук.. Онтологические проблемы физики.. Проблема пространства и времени.. Экзамен.
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
Open Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft® Windows Professional 7 Russian Upgrade Academic OPEN I License No Level (версия 7)
Сайт «Философия без границ». Режим доступа: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии». Режим доступа: http://vphil.ru/
Библиотека по философии. Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России - www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ - http://www.library.ru/
Электронная библиотека Максима Мошкова - www.lib.ru
Поисковая система «Google» - https://www.google.ru/
http://www.lib.asu.ru – Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»;
http://elibrary.asu.ru/ - ЭБС АлтГУ;
http://www.e.lanbook.com – ЭБС «Лань»;
http://www.biblioclub.ru – Университетская библиотека ONLINE;
https://www.biblio-online.ru/ - ЭБС издательства «Юрайт»;
http://www.elibrary.ru – Научная электронная библиотека.
Форма промежуточной аттестации Экзамен, зачет.