Цель изучения дисциплины | Ввести аспирантов в общее проблемное поле истории и философии науки, показать этапы становления и развития научного знания, смену научных парадигм, типов научной рациональности. Кроме этого, необходимо выработать у обучающихся понимание смысла и концептуального своеобразия научной деятельности, а также уяснения места науки в современном обществе, ее социального и ценностного статуса. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.Б |
Формируемые компетенции | УК-1 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
-общие проблемы философии -современные философские проблемы областей научного знания -информационную концепцию научного процесса -основные методы научно-исследовательской деятельности в избранной профессиональной области -этические нормы профессиональной деятельности; современные подходы к моделированию и логических навыках студента Уметь:
-методологически грамотного осмыслять конкретно-научные проблемы с видением их в мировоззренческом контексте истории науки -критически воспринимать новые научные факты и гипотезы -анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов; при решении исследовательских и практических задач генерировать новые идеи, поддающиеся операционализации исходя из наличных ресурсов и ограничений Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
-культурой научного исследования -широким спектром междисциплинарного научного инструментария, применяемого в современной науке -навыками анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях; навыками критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях -этическими нормами профессиональной деятельности, навыками самоанализа и самоконтроля педагогической деятельности; навыками оценивания сформированности собственных профессионально педагогических компетенций; умениями и навыками профессионально-творческого саморазвития на основе компетентностного подхода |
Содержание дисциплины | Предмет и основные концепции современной философии науки. . Наука в культуре современной цивилизации. . Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции. . Структура научного знания. . Динамика науки как процесс порождения нового знания.. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности.. Особенности современного этапа развития науки. . Этические проблемы современной науки.. Наука в культуре техногенной цивилизации и роль науки в преодолении глобальных кризисов.. Философские проблемы биологии и экологии. Предмет философии биологии.. Эволюция предмета философии биологии. Биология в контексте философии и методологии конца XX – начала XIX вв.. Сущность живого и проблема происхождения жизни. Принцип развития в биологии. Проблема системной организации в биологии. Воздействие биологии на формирование новых норм, установок и ориентаций культуры. Экологические императивы современной культуры.. Экзамен. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Open Office – Условия использования по ссылке http://www.openoffice.org/license.html
7-Zip – Условия использования по ссылке http://www.7-zip.org/license.txt AcrobatReader – Условия использования по ссылке http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US- 20140618_1200.pdf Microsoft® Windows Professional 7 Russian Upgrade Academic OPEN I License No Level (версия 7) – Номер лицензии 60357319 http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line.
http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань». Сайт «Философия без границ». Режим доступа: http://platonanet.org.ua/ Журнал «Вопросы философии». Режим доступа: http://vphil.ru/ Библиотека по философии. Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/ Сайт «Философы древности». Режим доступа: http://www.philosoma.ru/ Институт философии РАН: философия в России (www.philosophy.ru) LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ (http://www.library.ru/) Электронная библиотека Максима Мошкова (www.lib.ru) Поисковая система «Google» ЭБС Юрайт |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен, зачет. |