Аннотация рабочей программы дисциплины
«История и философия науки»

Цель изучения дисциплины Ввести аспирантов в общее проблемное поле истории и философии науки, показать этапы становления и развития научного знания, смену научных парадигм, типов научной рациональности. Кроме этого, необходимо выработать у обучающихся понимание смысла и концептуального своеобразия научной деятельности, а также уяснения места науки в современном обществе, ее социального и ценностного статуса.
Место дисциплины в учебном плане Б1.Б
Формируемые компетенции УК-1
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
-общие проблемы философии
-современные философские проблемы областей научного знания
-информационную концепцию научного процесса
-основные методы научно-исследовательской деятельности в избранной профессиональной области
-этические нормы профессиональной деятельности; современные подходы к моделированию и логических навыках студента
Уметь:
-методологически грамотного осмыслять конкретно-научные проблемы с видением их в мировоззренческом контексте истории науки
-критически воспринимать новые научные факты и гипотезы
-анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов; при решении исследовательских и практических задач генерировать новые идеи, поддающиеся операционализации исходя из наличных ресурсов и ограничений
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
-культурой научного исследования
-широким спектром междисциплинарного научного инструментария, применяемого в современной науке
-навыками анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях; навыками критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
-этическими нормами профессиональной деятельности, навыками самоанализа и самоконтроля педагогической деятельности; навыками оценивания сформированности собственных профессионально педагогических компетенций; умениями и навыками профессионально-творческого саморазвития на основе компетентностного подхода
Содержание дисциплины Предмет и основные концепции современной философии науки. . Наука в культуре современной цивилизации. . Наука как социальный институт.. Возникновение науки и основные стадии ее эволюции. . Структура научного знания. . Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности.. Особенности современной науки.. Понятие методологии. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания. . Субъект социально-гуманитарного познания. . Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.. Жизнь как категория наук об обществе и культуре.. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании.. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы.. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках. . Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках. . Вера, сомнение, знание в социальных и гуманитарных науках.. Исследовательские программы в социально-гуманитарных науках. . Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки..
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Научная электронная библиотека: http://www.elibrary.ru
Форма промежуточной аттестации Экзамен, зачет.