Цель изучения дисциплины | Ввести аспирантов в общее проблемное поле истории и философии науки, показать этапы становления и развития научного знания, смену научных парадигм, типов научной рациональности. Кроме этого, необходимо выработать у обучающихся понимание смысла и концептуального своеобразия научной деятельности, а также уяснения места науки в современном обществе, ее социального и ценностного статуса. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.Б |
Формируемые компетенции | УК-1 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
-общие проблемы философии; -современные философские проблемы областей научного знания; -информационную концепцию научного процесса; -основные методы научно-исследовательской деятельности в избранной профессиональной области; -этические нормы профессиональной деятельности; современные подходы к моделированию и логических навыках аспиранта; -современные подходы к моделированию научно педагогической деятельности; - требования общества, предъявляемые к науке, научным работникам и преподавателям высшей школы; - правовые, нравственные и этические нормы профессиональной этики педагога высшей школы Уметь:
- критически воспринимать новые научные факты и гипотезы; - анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов; - при решении исследовательских и практических задач генерировать новые идеи, поддающиеся операционализации исходя из наличных ресурсов и ограничений - формулировать задачи своего личностного и профессионального роста; - применять методы изучения личности обучающегося и преподавателя вуза; - выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения с целью обеспечения планируемого уровня личностного и - профессионального развития обучающегося; - оценивать последствия принятого решения и нести за негоответственность. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
в междисциплинарных областях; - самоанализа и самоконтроля педагогической деятельности; - оценивания сформированности собственных профессионально педагогических компетенций; - профессионально-творческого саморазвития на основе компетентностного подхода - самоанализа и самоконтроля педагогической деятельности; - оценивания сформированности собственных профессионально педагогических компетенций; - профессионально-творческого саморазвития на основе компетентностного подхода. |
Содержание дисциплины | Предмет и основные концепции современной философии науки. . Наука в культуре современной цивилизации. . Наука как социальный институт.. Возникновение науки и основные стадии ее эволюции. . Структура научного знания. . Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности.. Особенности современной науки.. Понятие методологии. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания. . Субъект социально-гуманитарного познания. . Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.. Жизнь как категория наук об обществе и культуре.. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании.. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы.. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках. . Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках. . Вера, сомнение, знание в социальных и гуманитарных науках.. Исследовательские программы в социально-гуманитарных науках. . Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки.. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Microsoft Windows
Microsoft Office 7-Zip Acrobat Reader Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) Интернет-ресурсы Сайт «Философия без границ». Режим доступа: http://platonanet.org.ua/ Журнал «Вопросы философии». Режим доступа: http://vphil.ru/ Библиотека по философии. Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/ Сайт «Философы древности». Режим доступа: http://www.philosoma.ru/ Институт философии РАН: философия в России (www.philosophy.ru) Электронная библиотека Максима Мошкова (www.lib.ru) |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен, зачет. |