Аннотация рабочей программы дисциплины
«Философия»

Цель изучения дисциплины Целью и задачами освоения учебной дисциплины «Философия» являются формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами.
Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.
Место дисциплины в учебном плане Б1.Б
Формируемые компетенции ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОПК-1
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
- основные подходы к определению общечеловеческих ценностей;
- основные подходы к определению соотношения общечеловеческих и групповых ценностей;
- типовые ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме;
- концептуальные основы научно-исследовательской деятельности;
- источники и основные концепции, рассматриваемые в содержании курса;
- основы межличностного социального взаимодействия;
- основы и принципы различных систем морали;
- о взаимосвязи свободы и ответственности;
- специфику философии морали, ее предметную область и круг основных проблем;
- основные типы социальных общностей, их структуру и динамику развития;
- принципы культурного релятивизма;
- этические нормы, предполагающие отказ от этноцентризма;
- этические нормы, предполагающие уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума;
- происхождение, основания и сущность гуманистических ценностей;
- о нравственных обязательствах по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию;
- понятийный аппарат философии;
- основные подходы к определению ключевых философских категорий;
- понятийно-категориальный аппарат основных философских школ и направлений;
- диалектическую взаимосвязь и отношение основных философских категорий
- логическую взаимосвязь и отношение философских категорий и понятий.
Уметь:
- применять основные подходы к определению общечеловеческих ценностей;
- применять основные подходы к определению соотношения общечеловеческих и групповых ценностей;
- разграничить и соотнести ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме;
- рационально анализировать общечеловеческие и групповые ценностно-смысловые ориентации;
- осознанно относится к общечеловеческим и групповым ценностно-смысловые ориентациям;
- формулировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии;
- пользоваться современной философской и научной литературой для самостоятельного мировоззренческого самообразования;
- использовать первоисточники в процессе научного исследования;
- применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и логического мышления;
- учитывать взаимосвязь свободы и ответственности при выстраивании отношений с представителями иноязычной культуры;
- выявить основы и принципы различных систем морали;
- критически оценить различные систем морали;
- рационально анализировать различные систем морали;
- осознанно относится к различным системам морали;
- сформировать и аргументировать собственное мнение относительно моральных норм и ценностей;
- различать идеологические штампы, установки этноцентризма при оценке, человеческих поступков;
- различать специфику ментальности различных социальных общностей;
- следовать в своем поведении и деятельности принципы культурного релятивизма;
- применить этические нормы, предполагающие отказ от этноцентризма;
- применить в процессе общения этические нормы, предполагающие уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума;
- продемонстрировать и обосновать значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации;
- продемонстрировать и обосновать значение нравственных обязательств по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию;
- критически оценить различные интерпретации гуманистических ценностей;
- рационально анализировать различные интерпретации гуманистических ценностей;
- осознанно относится к различным интерпретациям гуманистических ценностей;
- сформировать и аргументировать собственное мнение относительно гуманистических ценностей;
- оперировать понятийным аппаратом философии в процессе решения профессиональных задач;
- выявлять и разграничивать основные подходы к определению ключевых философских категорий;
- выявлять специфику и разграничивать понятийно-категориальный аппарат различных философских школ и направлений;
- учитывать диалектическую взаимосвязь и отношение основных философских категорий в процессе решения профессиональных задач
- устанавливать логическую взаимосвязь и отношение философских категорий и понятий в процессе решения профессиональных задач.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- навыками определения соотношения общечеловеческих и групповых ценностей;
- навыками выявления ценностно-смысловых ориентаций различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме;
- способностью ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей;
- способностью обосновать собственную позицию в отношении к системе общечеловеческих ценностей;
- способностью критически оценить предлагаемую интерпретацию системы общечеловеческих ценностей;
- способностью учитывать ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме;
- способностью выявлять несоответствия некоторых общечеловеческих ценностей и ценностно-смысловых ориентаций различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме;
- навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание;
- навыками ведения дискуссии и полемики;
- навыками аналитической оценки социально-гуманитарного материала;
- навыками ведения исследовательской работы по конкретным проблемам;
- основными методами научного познания и видеть специфику социально-гуманитарного познания;
- навыками философского анализа современных социальных явлений и процессов;
- навыками ведения научного и философского диалога;
- навыками ведения диалога с представителями другой культуры.
- навыками философской аргументации и убеждения;
- навыками философской рефлексии относительно определенной интерпретации этических норм и ценностных ориентаций представителей иной культуры;
- способностью руководствоваться принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма;
- навыками проявления уважения своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума;
- навыками выявления оснований и сущности гуманистических ценностей;
- навыками критического рассмотрения определенной интерпретации гуманистических ценностей;
- навыками философской рефлексии относительно определенной интерпретации гуманистических ценностей;
- навыками установления и обоснования взаимосвязи гуманистических ценностей и решений проблем сохранения и развития современной цивилизации;
- понятийным аппаратом философии в процессе профессиональной деятельности;
- навыками выявления основных подходов к определению ключевых философских категорий;
- навыками выявления специфики понятийно-категориального аппарата различных философских школ и направлений;
- способностью учитывать диалектическую взаимосвязь и отношение основных философских категорий в процессе решения профессиональных задач
- способностью устанавливать логическую взаимосвязь и отношение философских категорий и понятий в процессе решения профессиональных задач.
Содержание дисциплины Предмет философии. Структура философского знания. Место и роль философии в культуре.. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития.. Онтология.. Гносеология.. Социальная философия. Философское учение о человеке.. Философия науки.. Современность и будущее человечества.
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Сайт «Философия без границ». Режим доступа: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии». Режим доступа: http://vphil.ru/
Библиотека по философии. Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/
Сайт «Философы древности». Режим доступа: http://www.philosoma.ru/
Институт философии РАН: философия в России (www.philosophy.ru)
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ (http://www.library.ru/)
http://www.lib.asu.ru – Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»;
http://elibrary.asu.ru/ - ЭБС АлтГУ;
http://www.e.lanbook.com – ЭБС «Лань»;
http://www.biblioclub.ru – Университетская библиотека ONLINE;
https://www.biblio-online.ru/ - ЭБС издательства «Юрайт»;
http://www.elibrary.ru – Научная электронная библиотека.
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Форма промежуточной аттестации Экзамен.