Цель изучения дисциплины | Целью и задачами освоения учебной дисциплины «Философия» являются формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами. Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.Б |
Формируемые компетенции | ОК-1 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
- основные подходы к определению общечеловеческих ценностей; - основные подходы к определению соотношения общечеловеческих и групповых ценностей; - типовые ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме; - концептуальные основы научно-исследовательской деятельности; - источники и основные концепции, рассматриваемые в содержании курса; - основы межличностного социального взаимодействия; - основы и принципы различных систем морали; - о взаимосвязи свободы и ответственности; - специфику философии морали, ее предметную область и круг основных проблем; - основные типы социальных общностей, их структуру и динамику развития; - принципы культурного релятивизма; - этические нормы, предполагающие отказ от этноцентризма; - этические нормы, предполагающие уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума; - происхождение, основания и сущность гуманистических ценностей; - о нравственных обязательствах по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию; - понятийный аппарат философии; - основные подходы к определению ключевых философских категорий; - понятийно-категориальный аппарат основных философских школ и направлений; - диалектическую взаимосвязь и отношение основных философских категорий - логическую взаимосвязь и отношение философских категорий и понятий. Уметь:
- применять основные подходы к определению общечеловеческих ценностей; - применять основные подходы к определению соотношения общечеловеческих и групповых ценностей; - разграничить и соотнести ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме; - рационально анализировать общечеловеческие и групповые ценностно-смысловые ориентации; - осознанно относится к общечеловеческим и групповым ценностно-смысловые ориентациям; - формулировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; - пользоваться современной философской и научной литературой для самостоятельного мировоззренческого самообразования; - использовать первоисточники в процессе научного исследования; - применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и логического мышления; - учитывать взаимосвязь свободы и ответственности при выстраивании отношений с представителями иноязычной культуры; - выявить основы и принципы различных систем морали; - критически оценить различные систем морали; - рационально анализировать различные систем морали; - осознанно относится к различным системам морали; - сформировать и аргументировать собственное мнение относительно моральных норм и ценностей; - различать идеологические штампы, установки этноцентризма при оценке, человеческих поступков; - различать специфику ментальности различных социальных общностей; - следовать в своем поведении и деятельности принципы культурного релятивизма; - применить этические нормы, предполагающие отказ от этноцентризма; - применить в процессе общения этические нормы, предполагающие уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума; - продемонстрировать и обосновать значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; - продемонстрировать и обосновать значение нравственных обязательств по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию; - критически оценить различные интерпретации гуманистических ценностей; - рационально анализировать различные интерпретации гуманистических ценностей; - осознанно относится к различным интерпретациям гуманистических ценностей; - сформировать и аргументировать собственное мнение относительно гуманистических ценностей; - оперировать понятийным аппаратом философии в процессе решения профессиональных задач; - выявлять и разграничивать основные подходы к определению ключевых философских категорий; - выявлять специфику и разграничивать понятийно-категориальный аппарат различных философских школ и направлений; - учитывать диалектическую взаимосвязь и отношение основных философских категорий в процессе решения профессиональных задач - устанавливать логическую взаимосвязь и отношение философских категорий и понятий в процессе решения профессиональных задач. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- навыками определения соотношения общечеловеческих и групповых ценностей; - навыками выявления ценностно-смысловых ориентаций различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме; - способностью ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей; - способностью обосновать собственную позицию в отношении к системе общечеловеческих ценностей; - способностью критически оценить предлагаемую интерпретацию системы общечеловеческих ценностей; - способностью учитывать ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме; - способностью выявлять несоответствия некоторых общечеловеческих ценностей и ценностно-смысловых ориентаций различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме; - навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание; - навыками ведения дискуссии и полемики; - навыками аналитической оценки социально-гуманитарного материала; - навыками ведения исследовательской работы по конкретным проблемам; - основными методами научного познания и видеть специфику социально-гуманитарного познания; - навыками философского анализа современных социальных явлений и процессов; - навыками ведения научного и философского диалога; - навыками ведения диалога с представителями другой культуры. - навыками философской аргументации и убеждения; - навыками философской рефлексии относительно определенной интерпретации этических норм и ценностных ориентаций представителей иной культуры; - способностью руководствоваться принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма; - навыками проявления уважения своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума; - навыками выявления оснований и сущности гуманистических ценностей; - навыками критического рассмотрения определенной интерпретации гуманистических ценностей; - навыками философской рефлексии относительно определенной интерпретации гуманистических ценностей; - навыками установления и обоснования взаимосвязи гуманистических ценностей и решений проблем сохранения и развития современной цивилизации; - понятийным аппаратом философии в процессе профессиональной деятельности; - навыками выявления основных подходов к определению ключевых философских категорий; - навыками выявления специфики понятийно-категориального аппарата различных философских школ и направлений; - способностью учитывать диалектическую взаимосвязь и отношение основных философских категорий в процессе решения профессиональных задач - способностью устанавливать логическую взаимосвязь и отношение философских категорий и понятий в процессе решения профессиональных задач. |
Содержание дисциплины | Предмет философии. Структура философского знания. Место и роль философии в культуре.. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития.. Онтология.. Гносеология.. Социальная философия. Философское учение о человеке.. Философия науки.. Современность и будущее человечества. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader Сайт «Философия без границ». Режим доступа: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии». Режим доступа: http://vphil.ru/ Библиотека по философии. Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/ Сайт «Философы древности». Режим доступа: http://www.philosoma.ru/ Институт философии РАН: философия в России (www.philosophy.ru) LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ (http://www.library.ru/) http://www.lib.asu.ru – Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»; http://elibrary.asu.ru/ - ЭБС АлтГУ; http://www.e.lanbook.com – ЭБС «Лань»; http://www.biblioclub.ru – Университетская библиотека ONLINE; https://www.biblio-online.ru/ - ЭБС издательства «Юрайт»; http://www.elibrary.ru – Научная электронная библиотека. Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru; Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен. |