Цель изучения дисциплины | Ввести аспирантов в общее проблемное поле истории и философии науки, показать этапы становления и развития научного знания, смену научных парадигм, типов научной рациональности. Кроме этого, необходимо выработать у обучающихся понимание смысла и концептуального своеобразия научной деятельности, а также уяснения места науки в современном обществе, ее социального и ценностного статуса. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.Б |
Формируемые компетенции | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
-общие проблемы философии -современные философские проблемы областей научного знания -информационную концепцию научного процесса -основные методы научно-исследовательской деятельности в избранной профессиональной области -этические нормы профессиональной деятельности; современные подходы к моделированию и логических навыках студента Уметь:
-методологически грамотного осмыслять конкретно-научные проблемы с видением их в мировоззренческом контексте истории науки -критически воспринимать новые научные факты и гипотезы -анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов; при решении исследовательских и практических задач Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
-культурой научного исследования -широким спектром междисциплинарного научного инструментария, применяемого в современной науке -навыками анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях; навыками критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях -этическими нормами профессиональной деятельности, навыками самоанализа и самоконтроля педагогической деятельности; навыками оценивания сформированности собственных профессионально педагогических компетенций; умениями и навыками профессионально-творческого саморазвития на основе компетентностного подхода |
Содержание дисциплины | Предмет и основные концепции современной философии науки. . Наука в культуре современной цивилизации. . Наука как социальный институт.. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции. . Структура научного знания. . Динамика науки как процесс порождения нового знания.. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности.. Особенности современного этапа развития науки. . Этические проблемы современной науки.. Наука в культуре техногенной цивилизации и роль науки в преодолении глобальных кризисов.. Философские проблемы биологии и экологии. Предмет философии биологии.. Эволюция предмета философии биологии. Биология в контексте философии и методологии конца XX – начала XIX вв.. Сущность живого и проблема происхождения жизни. Принцип развития в биологии. Проблема системной организации в биологии. Воздействие биологии на формирование новых норм, установок и ориентаций культуры. Экологические императивы современной культуры.. Экзамен. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader Журнал «Вопросы философии». Режим доступа: http://vphil.ru/
Библиотека по философии. Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/ Сайт «Философы древности». Режим доступа: http://www.philosoma.ru/ Институт философии РАН: философия в России Режим доступа: http://www.philosophy.ru LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ. Режим доступа: http://http://www.library.ru/ Электронная библиотека Максима Мошкова. Режим доступа: http://www.lib.ru Поисковая система «Google». Режим доступа: https://www.google.ru/ ЭБС АлтГУ. Режим доступа: http://elibrary.asu.ru/ ЭБС «Лань». Режим доступа: http://www.lanbook.ru Университетская библиотека ONLINE. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт». Режим доступа: https://www.biblio-online.ru |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен, зачет. |