Аннотация рабочей программы дисциплины
«История и философия науки»

Цель изучения дисциплины Ввести аспирантов в общее проблемное поле истории и философии науки, показать этапы становления и развития научного знания, смену научных парадигм, типов научной рациональности. Кроме этого, необходимо выработать у обучающихся понимание смысла и концептуального своеобразия научной деятельности, а также уяснения места науки в современном обществе, ее социального и ценностного статуса.
Место дисциплины в учебном плане Б1.Б
Формируемые компетенции УК-1
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
-общие проблемы философии;
- современные философские проблемы областей научного знания;
- информационную концепцию научного процесса;
- основные методы научно-исследовательской деятельности в избранной профессиональной области;
- этические нормы профессиональной деятельности;
- современные подходы к моделированию и логических навыках аспиранта;
- современные подходы к моделированию научно педагогической деятельности;
- требования общества, предъявляемые к науке, научным работникам и преподавателям высшей школы;
- правовые, нравственные и этические нормы профессиональной этики педагога высшей школы.
Уметь:
- критически воспринимать новые научные факты и гипотезы;
- анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов;
- при решении исследовательских и практических задач генерировать новые идеи, поддающиеся операционализации исходя из наличных ресурсов и ограничений
- формулировать задачи своего личностного и профессионального роста;
- применять методы изучения личности обучающегося и преподавателя вуза;
- выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося;
- оценивать последствия принятого решения и нести за негоответственность.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
-анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях;
- критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях;
- самоанализа и самоконтроля педагогической деятельности;
- оценивания сформированности собственных профессионально педагогических компетенций;
- профессионально-творческого саморазвития на основе компетентностного подхода
- самоанализа и самоконтроля педагогической деятельности;
- оценивания сформированности собственных профессионально педагогических компетенций;
- профессионально-творческого саморазвития на основе компетентностного подхода.
Содержание дисциплины Предмет и основные концепции современной философии науки. . Наука в культуре современной цивилизации. . Наука как социальный институт.. Возникновение науки и основные стадии ее эволюции. . Структура научного знания. . Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности.. Особенности современной науки.. Понятие методологии. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания. . Субъект социально-гуманитарного познания. . Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.. Жизнь как категория наук об обществе и культуре.. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании.. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы.. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках. . Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках. . Вера, сомнение, знание в социальных и гуманитарных науках.. Исследовательские программы в социально-гуманитарных науках. . Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки..
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
Acrobat Reader
Журнал «Вопросы философии». Режим доступа: http://vphil.ru/
Библиотека по философии. Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/
Сайт «Философы древности». Режим доступа: http://www.philosoma.ru/
Институт философии РАН: философия в России Режим доступа: http://www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ. Режим доступа: http://www.library.ru/
Электронная библиотека Максима Мошкова. Режим доступа: http://www.lib.ru
Поисковая система «Google». Режим доступа: https://www.google.ru/
ЭБС АлтГУ. Режим доступа: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань». Режим доступа: http://www.lanbook.ru
Университетская библиотека ONLINE. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru
Форма промежуточной аттестации Экзамен, зачет.