Цель изучения дисциплины | Ввести аспирантов в общее проблемное поле истории и философии науки, показать этапы становления и развития научного знания, смену научных парадигм, типов научной рациональности. Кроме этого, необходимо выработать у обучающихся понимание смысла и концептуального своеобразия научной деятельности, а также уяснения места науки в современном обществе, ее социального и ценностного статуса. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.Б |
Формируемые компетенции | УК-1 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
-современные философские проблемы областей научного знания -информационную концепцию научного процесса -современные подходы к моделированию, формулированию и применению этических и правовых норм в профессиональной и социальной деятельности -факторы, детерминирующие управленческое поведение в организациях; социальные технологии в системе управления; ценности, мотивы и ориентации личности в системе управления -основные проблемы и направления исследования социологии, ее функции, уровни знания, методологию и методику исследования социальной реальности -основные теории, методы, приемы и способы прогнозирования и проектирования социальных систем; основные этапы развития прогнозирования как социальной деятельности; типовую структуру социального проекта -дидактические принципы и методику преподавания социологических наук в вузах, вопросы логической и методологической культуры -основные методы научно-исследовательской деятельности в избранной профессиональной области -этические нормы профессиональной деятельности; современные подходы к моделированию научно-педагогической деятельности; требования общества, предъявляемые к науке, научным работникам и преподавателям высшей школы; правовые, нравственные и этические нормы профессиональной этики педагога высшей школы -современные подходы к моделированию научно педагогической деятельности; требования общества, предъявляемые к науке, научным работникам и преподавателям высшей школы; правовые, нравственные и этические нормы профессиональной этики педагога высшей школы Уметь:
-формулировать задачи своего личностного и профессионального роста; применять методы изучения личности обучающегося и преподавателя вуза; выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося; оценивать последствия принятого решения и нести за негоответственность -формулировать этические нормы профессиональной деятельности; задачи своего личностного и профессионального роста; применять методы изучения личности обучающегося и преподавателя вуза; выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося; оценивать последствия принятого решения и нести за него ответственность -анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов; при решении исследовательских и практических задач генерировать новые идеи, поддающиеся операционализации исходя из наличных ресурсов и ограничений -формулировать и решать дидактические и воспитательные задачи в процессе педагогической деятельности -использовать информацию; практически освоить методы, механизмы,технологии и методики прогнозирования,проектирования конкретных социальных ситуаций в сфере экономики, политики,образования, культуры,социальной защиты, в решении молодежных проблем и т.д. -ориентироваться в основных методологических и мировоззренческих проблемах, возникающих в социологической науке на современном этапе ее развития Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
-широким спектром междисциплинарного научного инструментария, применяемого в современной науке -правовыми и этическими нормами в профессиональной и социальной деятельности,навыками оценивания сформированности правовых и этических норм в профессиональной и социальной деятельности -спецификой управленческого процесса в различных социальных системах; методикой проведения анализа социальных факторов стимулирования труда и общественной активности, организации управленческой деятельности -методологическими подходами и принципами,позволяющими анализировать идеи ведущих представителей социологического знания;основами и принципами критического социологического мышления, основанного на способности к научной рефлексии -навыками организации социологического исследования в предметном поле прогностики и проектирования; использования информационных технологий для поиска, сбора и визуализации информации по социальным программам и проектам -базовыми знаниями о методах, приемах и средствах управления педагогическим процессом -навыками анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях; навыками критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях -этическими нормами профессиональной деятельности, навыками самоанализа и самоконтроля педагогической деятельности; навыками оценивания сформированности собственных профессионально педагогических компетенций; умениями и навыками профессионально-творческого саморазвития на основе компетентностного подхода -навыками самоанализа и самоконтроля педагогической деятельности; навыками оценивания сформированности собственных профессионально педагогических компетенций; умениями и навыками профессионально-творческого саморазвития на основе компетентностного подхода |
Содержание дисциплины | Предмет и основные концепции современной философии науки. . Наука в культуре современной цивилизации. . Наука как социальный институт.. Возникновение науки и основные стадии ее эволюции. . Структура научного знания. . Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности.. Особенности современной науки.. Понятие методологии. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания. . Субъект социально-гуманитарного познания. . Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.. Жизнь как категория наук об обществе и культуре.. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании.. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы.. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках. . Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках. . Вера, сомнение, знание в социальных и гуманитарных науках.. Исследовательские программы в социально-гуманитарных науках. . Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки.. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Microsoft Windows
Microsoft Office 7-Zip Acrobat Reader Журнал «Вопросы философии». Режим доступа: http://vphil.ru/
Библиотека по философии. Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/ Сайт «Философы древности». Режим доступа: http://www.philosoma.ru/ Институт философии РАН: философия в России Режим доступа: http://www.philosophy.ru LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ. Режим доступа: http://www.library.ru/ Электронная библиотека Максима Мошкова. Режим доступа: http://www.lib.ru Поисковая система «Google». Режим доступа: https://www.google.ru/ ЭБС АлтГУ. Режим доступа: http://elibrary.asu.ru/ ЭБС «Лань». Режим доступа: http://www.lanbook.ru Университетская библиотека ONLINE. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт». Режим доступа: https://www.biblio-online.ru |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен, зачет. |