Цель изучения дисциплины | Целями освоения учебной дисциплины «Профессиональная этика журналиста» являются формирование углубленных базовых представлений о специфике основных профессионально-этических проблемам журналистики, их причинах и методах решения, а также формирование практических навыков морального действия (морального выбора, моральной оценки и т.д.) в журналистской профессии. Под профессиональной этикой журналиста в данном курсе понимается совокупность ценностей, норм и правил, включенных в состав основных регуляторов профессиональной деятельности журналиста. Основными задачами изучения данной дисциплины являются: ознакомление учащихся с историей развития профессиональной журналистской этики; обзор основных моральных проблем, возникающих в профессиональной деятельности журналиста в России и других странах, и дискуссий, связанных с различными подходами к их решению; осмысление значения и роли профессиональной этики в системе профессиональной деятельности журналиста; проведение сравнительного анализа этических систем, регулирующих профессиональное поведение журналиста в разных системах журналистики; изучение методов и способов общественного и корпоративного контроля за соблюдением журналистами этических стандартов; приобретение навыков этического анализа профессионального поведения в сложных ситуациях; развитие способности делать самостоятельный, продуманный и обоснованный моральный выбор в профессиональной деятельности. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.Б |
Формируемые компетенции | ОК-7 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
основные аспекты профессиональной этики журналиста, включая базовые принципы и нормы; отечественные и зарубежные кодексы; международные нормативные документы, а также международные документы общего характера, имеющие отношение к профессионально-этическому аспекту журналистики; глобальные и локальные тенденции в их применении и модификации: правовые и этические нормы взаимоотношений в редакионном коллективе; проблемы социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий, факторы, способствующие возникновению конфликтов. Уметь:
совершенствовать и углублять знания в области нормативной профессиональной этики журналистики, анализировать и сравнивать основные нормы российских и западных журналистских кодексов; адаптировать к текущей ситуации, выявлять основные тенденции в данной области, формировать целостное видение профессионально-этических проблем журналистики. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
навыками применения базовых норм журналистской этики в профессиональной деятельности; сравнительного анализа российских и зарубежных кодексов для выбора наиболее адекватных форм профессионально-нравственного поведения; технологиями поиска информации на данную тему, навыками совместной работы в журналистском коллективе, в том числе, в условиях этнических, конфессиональных и культурных различий. |
Содержание дисциплины | 1.Профессиональная этика в общей системе этических представлений. 2. Принципы и нормы журналистской этики. 3. Традиционные и новые моральные проблемы профессии журналиста . 4. Саморегулирование журналистского сообщества. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Microsoft Office
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Форма промежуточной аттестации | Зачет. |