Цель изучения дисциплины | Ввести аспирантов в общее проблемное поле истории и философии науки, показать этапы становления и развития научного знания, смену научных парадигм, типов научной рациональности. Кроме этого, необходимо выработать у обучающихся понимание смысла и концептуального своеобразия научной деятельности, а также уяснения места науки в современном обществе, ее социального и ценностного статуса. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.Б |
Формируемые компетенции | УК-1 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
-соотношение и взаимосвязь понятий философии и науки -предмет и основные концепции современной философии науки, место науки в культуре современной цивилизации -возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции, структуру научного знания, динамику науки как процесса порождения нового знания -научные традиции и научные революции, типы научной рациональности -особенности современного этапа развития науки соотношение классических и неклассических методов научного исследования -перспективы научно-технического прогресса -основные методы научно-исследовательской деятельности в избранной профессиональной области -современные подходы к моделированию, формулированию и применению этических и правовых норм в профессиональной и социальной деятельности -факторы, детерминирующие управленческое поведение в организациях; социальные технологии в системе управления; ценности, мотивы и ориентации личности в системе управления Уметь:
-применять методы сбора, анализа и оценки социальной информации в системе управления; проводить социальные эксперименты в управлении -формулировать и применять этические и правовые нормы профессиональной и социальной деятельности -анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов; при решении исследовательских и практических задач генерировать новые идеи, поддающиеся операционализации исходя из наличных ресурсов и ограничений -дать анализ знаний по широкому спектру достижений современной науки и техники и адаптировать данные знания к своей специальности; -применять теоретические методы исследования к специализированным разработкам; быть экспертом в использовании современного научного знания в практической деятельности Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
-универсальными, общими логическими, теоретическими, эмпирическими методами исследования -общей системой категорий и понятий философии и науки, а также знанием современной научной картины мира -навыками анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях; навыками критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях -правовыми и этическими нормами в профессиональной и социальной деятельности, навыками оценивания сформированности правовых и этических норм в профессиональной и социальной деятельности -спецификой управленческого процесса в различных социальных системах -методикой проведения анализа социальных факторов стимулирования труда и общественной активности, организации управленческой деятельности |
Содержание дисциплины | Предмет и основные концепции современной философии науки. . Наука в культуре современной цивилизации. . Наука как социальный институт.. Возникновение науки и основные стадии ее эволюции. . Структура научного знания. . Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности.. Особенности современной науки.. Понятие методологии. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания. . Субъект социально-гуманитарного познания. . Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.. Жизнь как категория наук об обществе и культуре.. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании.. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы.. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках. . Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках. . Вера, сомнение, знание в социальных и гуманитарных науках.. Исследовательские программы в социально-гуманитарных науках. . Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки.. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Open Office – Условия использования по ссылке http://www.openoffice.org/license.html
7-Zip – Условия использования по ссылке http://www.7-zip.org/license.txt AcrobatReader – Условия использования по ссылке http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US- 20140618_1200.pdf Microsoft® Windows Professional 7 Russian Upgrade Academic OPEN I License No Level (версия 7) – Номер лицензии 60357319 http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line.
http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань». Сайт «Философия без границ». Режим доступа: http://platonanet.org.ua/ Журнал «Вопросы философии». Режим доступа: http://vphil.ru/ Библиотека по философии. Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/ Сайт «Философы древности». Режим доступа: http://www.philosoma.ru/ Институт философии РАН: философия в России (www.philosophy.ru) LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ (http://www.library.ru/) Электронная библиотека Максима Мошкова (www.lib.ru) Поисковая система «Google» ЭБС Юрайт |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен, зачет. |