Цель изучения дисциплины | Ввести аспирантов в общее проблемное поле истории и философии науки, показать этапы становления и развития научного знания, смену научных парадигм, типов научной рациональности. Кроме этого, необходимо выработать у обучающихся понимание смысла и концептуального своеобразия научной деятельности, а также уяснения места науки в современном обществе, ее социального и ценностного статуса. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.Б |
Формируемые компетенции | УК-1 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
-соотношение и взаимосвязь понятий философии и науки -предмет и основные концепции современной философии науки, место науки в культуре современной цивилизации; -возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции, структуру научного знания, динамику науки как процесса порождения нового знания -основные методы научно-исследовательской деятельности в избранной профессиональной области -классические и современные методы решения задач по выбранной тематике научных исследований; основы инновационной деятельности -профессиональную терминологию, способы воздействия на аудиторию; классические и современные методы решения задач по выбранной тематике научных исследований -этические нормы профессиональной деятельности; современные подходы к моделированию научно-педагогической деятельности; требования общества, предъявляемые к науке, научным работникам и преподавателям высшей школы; правовые, нравственные и этические нормы профессиональной этики педагога высшей школы -научные традиции и научные революции, типы научной рациональности -особенности современного этапа развития науки соотношение классических и неклассических методов научного исследования -перспективы научно-технического прогресса Уметь:
-формулировать задачи своего личностного и профессионального роста; применять методы изучения личности обучающегося и преподавателя вуза; выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося; оценивать последствия принятого решения и нести за негоответственность -формулировать этические нормы профессиональной деятельности; задачи своего личностного и профессионального роста; применять методы изучения личности обучающегося и преподавателя вуза; выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения с целью обеспечения планируемого уровня -личностного и профессионального развития обучающегося; оценивать последствия принятого решения и нести за него ответственность -выдвигать научную гипотезу, принимать участие в ее обсуждении; правильно ставить задачи по выбранной тематике, выбирать для исследования необходимые методы; применять выбранные методы к решению научных задач, оценивать значимость получаемых результатов; вести корректную дискуссию в процессе представления этих материалов -использовать знание иностранного языка в профессиональной и научной деятельности; составлять аннотации, рефераты и писать тезисы и/или статьи, выступления, рецензии; принимать участие в дискуссии на иностранном языке по научным проблемам;обосновывать и отстаивать свою точку зрения; правильно ставить задачи по выбранной научной тематике, выбирать для исследования необходимые методы; применять выбранные методы к решению научных задач, оценивать значимость получаемых результатов; объяснять учебный и научный материал; вести корректную дискуссию в процессе представления этих материалов -анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов; при решении исследовательских и практических задач генерировать новые идеи, поддающиеся операционализации исходя из наличных ресурсов и ограничений -дать анализ знаний по широкому спектру достижений современной науки и техники и адаптировать данные знания к своей специальности -применять теоретические методы исследования к специализированным разработкам;быть экспертом в использовании современного научного знания в практической деятельности Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
-универсальными, общими логическими, теоретическими, эмпирическими методами исследования -общей системой категорий и понятий философии и науки, а также знанием современной научной картины мира -анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов; при решении исследовательских и практических задач генерировать новые идеи, поддающиеся операционализации исходя из наличных ресурсов и ограничений -: профессиональной терминологией при презентации проведенного исследования; навыками выступлений на научных конференциях, навыками профессионального мышления, необходимыми для адекватного использования методов современной науки; навыками инновационной деятельности; начальными элементами патентоведения -иностранным языком как средством межкультурной и межнациональной коммуникации в научной сфере; навыками самостоятельной работы над языком, в том числе с использованием информационных технологий; подготовленной, а также неподготовленной монологической речью в виде резюме, сообщения, доклада; навыками подготовки научных публикаций и выступлений на научных семинарах; навыками выступлений на научно-тематических конференциях -этическими нормами профессиональной деятельности, навыками самоанализа и самоконтроля педагогической деятельности; навыками оценивания сформированности собственных профессионально педагогических компетенций; умениями и навыками профессионально-творческого саморазвития на основе компетентностного подхода |
Содержание дисциплины | Предмет и основные концепции современной философии науки. . Наука в культуре современной цивилизации. . Наука как социальный институт.. Возникновение науки и основные стадии ее эволюции. . Структура научного знания. . Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности.. Особенности современной науки.. Понятие методологии. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания. . Субъект социально-гуманитарного познания. . Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.. Жизнь как категория наук об обществе и культуре.. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании.. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы.. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках. . Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках. . Вера, сомнение, знание в социальных и гуманитарных науках.. Исследовательские программы в социально-гуманитарных науках. . Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки.. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная); SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная); FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru XnView, http://xnviewload.ru/ 7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf DjVu reader, http://djvureader.org/ Putty, https://putty.org.ru/licence.html VLC, http://www.videolan.org/legal.html QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html Журнал «Вопросы философии». Режим доступа: http://vphil.ru/
Библиотека по философии. Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/ Сайт «Философы древности». Режим доступа: http://www.philosoma.ru/ Институт философии РАН: философия в России. Режим доступа: http://www.philosophy.ru LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ. Режим доступа: http://www.library.ru/ Электронная библиотека Максима Мошкова. Режим доступа: http://www.lib.ru Поисковая система «Google». Режим доступа: https://www.google.ru/ ЭБС АлтГУ. Режим доступа: http://elibrary.asu.ru/ ЭБС «Лань». Режим доступа: http://www.lanbook.ru Университетская библиотека ONLINE. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru ЭБС Юрайт. Режим доступа: https://biblio-online.ru |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен, зачет. |