Цель изучения дисциплины | Ввести аспирантов в общее проблемное поле истории и философии науки, показать этапы становления и развития научного знания, смену научных парадигм, типов научной рациональности. Кроме этого, необходимо выработать у обучающихся понимание смысла и концептуального своеобразия научной деятельности, а также уяснения места науки в современном обществе, ее социального и ценностного статуса. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.Б |
Формируемые компетенции | УК-1 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
-соотношение и взаимосвязь понятий философии и науки -предмет и основные концепции современной философии науки, место науки в культуре современной цивилизации; -возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции, структуру научного знания, динамику науки как процесса порождения нового знания -научные традиции и научные революции, типы научной рациональности -особенности современного этапа развития науки -соотношение классических и неклассических методов научного исследования -перспективы научно-технического прогресса -развитие науки как социального института -основные методы научно-исследовательской деятельности в избранной профессиональной области -современные подходы к моделированию,формулированию и применению этических и правовых норм в профессиональной и социальной деятельности -факторы, детерминирующие управленческое поведение в организациях; социальные технологии в системе управления; ценности, мотивы и ориентации личности в системе управления Уметь:
-применять методы сбора, анализа и оценки социальной информации в системе управления;проводить социальные эксперименты в управлении -формулировать и применять этические и правовые нормы профессиональной и социальной деятельности -анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов; при решении исследовательских и практических задач генерировать новые идеи, поддающиеся операционализации исходя из наличных ресурсов и ограничений -дать анализ знаний по широкому спектру достижений современной науки и техники и адаптировать данные знания к своей специальности -применять теоретические методы исследования к специализированным разработкам; быть экспертом в использовании современного научного знания в практической деятельности Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
-универсальными, общими логическими, теоретическими, эмпирическими методами исследования -общей системой категорий и понятий философии и науки, а также знанием современной научной картины мира -навыками анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях; навыками критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях -правовыми и этическими нормами в профессиональной и социальной деятельности, навыками оценивания сформированности правовых и этических норм в профессиональной и социальной деятельности -спецификой управленческого процесса в различных социальных системах; -методикой проведения анализа социальных факторов стимулирования труда и общественной активности, организации управленческой деятельности |
Содержание дисциплины | Предмет и основные концепции современной философии науки. . Наука в культуре современной цивилизации. . Наука как социальный институт.. Возникновение науки и основные стадии ее эволюции. . Структура научного знания. . Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности.. Особенности современной науки.. Понятие методологии. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания. . Субъект социально-гуманитарного познания. . Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.. Жизнь как категория наук об обществе и культуре.. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании.. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы.. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках. . Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках. . Вера, сомнение, знание в социальных и гуманитарных науках.. Исследовательские программы в социально-гуманитарных науках. . Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки.. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader Журнал «Вопросы философии». Режим доступа: http://vphil.ru/
Библиотека по философии. Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/ Сайт «Философы древности». Режим доступа: http://www.philosoma.ru/ Институт философии РАН: философия в России Режим доступа: http://www.philosophy.ru LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ. Режим доступа: http://http://www.library.ru/ Электронная библиотека Максима Мошкова. Режим доступа: http://www.lib.ru Поисковая система «Google». Режим доступа: https://www.google.ru/ ЭБС АлтГУ. Режим доступа: http://elibrary.asu.ru/ ЭБС «Лань». Режим доступа: http://www.lanbook.ru Университетская библиотека ONLINE. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт». Режим доступа: https://www.biblio-online.ru |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен, зачет. |