Аннотация рабочей программы дисциплины
«Методика и методология диссертационного исследования»

Цель изучения дисциплины - дать аспирантам базовые знания об основных тенденциях в исследовании проблем методологии научного познания в XIX-XX вв.;
- определить основные подходы к исследованию проблем методологии научного познания в XIX-XX вв.;
- ознакомить аспирантов с основными вариантами методики написания диссертационного исследования;
- выработать навыки самостоятельной научно-исследовательской работы, написания и корректного оформления диссертационного исследования
Место дисциплины в учебном плане ФТД.В
Формируемые компетенции УК-5
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
- основные методы научного познания;
- методы герменевтического и позитивистского подхода;
- методы дедукции, индукции, сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения;
- принципы, особенности и возможности применения информационно-коммуникативных технологий в научном познании;
- принципы и методика сбора и размещения научной информация для научного исследования аспиранта (статьи, сборники, монографии, диссертации и авторефераты);
- основные особенности eLIBRARY.ru - российской научной электронной библиотеки, интегрированной с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ);
- достоинства, недостатки и особенности применения системы поиска eLIBRARY.ru;
- концептуальные основы научно-исследовательской деятельности;
- источники и основные концепции, рассматриваемые в содержании курса;
- основные истоки и источники подходов к исследованию проблем методологии научного познания в XIX-XX вв.;
- основные идеи представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем методологии научного познания в XIX-XX вв.;
- структуру и специфику основных разделов диссертационного исследования;
- правила и требования к оформлению диссертационного исследования.
Уметь:
- пользоваться современной философской и научной литературой для самостоятельного мировоззренческого самообразования;
- критически анализировать методологические принципы и методы научного и философского познания, а также их адекватность и применимость в конкретной научной и научно-производственной деятельности;
- применять методы герменевтического и позитивистского подходов;
- применять на практике методы дедукции, индукции, сравнения анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения;
- применять герменевтический и позитивистский подходы при анализе современных общественных явлений;
- применять принципы и методику сбора и размещения научной информация (статьи, сборники, монографии, диссертации и авторефераты) в процессе научного исследования аспиранта;
- применять систему поиска eLIBRARY.ru в процессе научного исследования аспиранта;
- использовать первоисточники в процессе научного исследования;
- применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и логического мышления;
- определить основные подходы к исследованию проблем методологии научного познания в XIX-XX вв.,
- выявить основы и специфику взаимодействия позитивистского и герменевтического подходов,
- указать основные варианты синтеза идей представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем методологии научного познания в XIX-XX вв.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- навыками научной и философской аргументации;
-навыками анализа, синтеза, сравнения, методами формализации и перекодирования текста;
- навыками абстрагирования, моделирования, формализации информации;
- герменевтическими и позитивистскими методами;
- навыками ведения научного и философского диалога.
- навыками применения в научном исследовании аспиранта принципов, особенностей и возможностей информационно-коммуникативных технологий;
- навыками применения принципов и методики сбора и размещения научной информация (статьи, сборники, монографии, диссертации и авторефераты) в процессе научного исследования аспиранта;
- навыками использования системы поиска eLIBRARY.ru в процессе научного исследования аспиранта;
- навыками аналитической оценки научного материала;
- навыками ведения исследовательской работы по конкретным проблемам;
- основными методами научного познания и видеть специфику научного познания;
- навыками герменевтического и позитивистского анализа современных природных и социальных явлений и процессов.
Содержание дисциплины Методика диссертационного исследования. Методология и методы диссертационного исследования.
Виды учебной работы Лекции, лабораторные, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/

Форма промежуточной аттестации Зачет.