Аннотация рабочей программы дисциплины
«Методика и методология диссертационного исследования»

Цель изучения дисциплины - дать аспирантам базовые знания об основных тенденциях в исследовании проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- определить основные подходы к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- ознакомить аспирантов с основными вариантами методики написания диссертационного исследования;
- выработать навыки самостоятельной научно-исследовательской работы, написания и корректного оформления диссертационного исследования
Место дисциплины в учебном плане Б1.В
Формируемые компетенции ОПК-1, ПК-2, УК-1, УК-2, УК-3, УК-5
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
- концептуальные основы научно-исследовательской деятельности;
- источники и основные концепции, рассматриваемые в содержании курса;
- основные истоки и источники подходов к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- основные идеи представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- структуру и специфику основных разделов диссертационного исследования;
- правила и требования к оформлению диссертационного исследования;
- основные методы научного познания;
- методы герменевтического и позитивистского подхода;
- методы дедукции, индукции, сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения;
- принципы, особенности и возможности применения информационно-коммуникативных технологий в научном познании;
- принципы и методика сбора и размещения научной информация для научного исследования студента (статьи, сборники, монографии, диссертации и авторефераты);
- основные особенности eLIBRARY.ru - российской научной электронной библиотеки, интегрированной с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ);
- достоинства, недостатки и особенности применения системы поиска eLIBRARY.ru;
- закономерности функционирования и развития психики человека, деятельности, общения, самосознания, личности;
- основы и принципы критического анализа и оценки современных научных достижений;
- основные способы генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях;
- основы и принципы проектирования и осуществления комплексных исследований, в том числе междисциплинарных;
- основы и принципы целостного системного научного мировоззрения;
- специфику работы российских и международных исследовательских коллективов;
- основы и принципы участия в исследовательских коллективах, решающих научные и научно-образовательные задачи

Уметь:
- использовать первоисточники в процессе научного исследования;
- применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и логического мышления;
- определить основные подходы к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.,
- выявить основы и специфику взаимодействия позитивистского и герменевтического подходов,
- указать основные варианты синтеза идей представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.
- пользоваться современной философской и научной литературой для самостоятельного мировоззренческого самообразования;
- критически анализировать методологические принципы и методы научного и философского познания, а также их адекватность и применимость в конкретной научной и научно-производственной деятельности;
- применять методы герменевтического и позитивистского подходов;
- применять на практике методы дедукции, индукции, сравнения анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения;
- применять герменевтический и позитивистский подходы при анализе современных общественных явлений;
- применять принципы и методику сбора и размещения научной информация (статьи, сборники, монографии, диссертации и авторефераты) в процессе научного исследования аспиранта;
- применять систему поиска eLIBRARY.ru в процессе научного исследования студента;
- использовать знания о закономерности функционирования и развития психики человека, деятельности, общения, самосознания, личности;
- использовать знания об основах и принципах критического анализа и оценки современных научных достижений в научно-исследовательской деятельности;
- применять основные способы генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях;
- использовать знания об основах и принципах проектирования и осуществления комплексных исследований, в том числе междисциплинарных в процессе научно-исследовательской деятельности;
- применять принципы целостного системного научного мировоззрения в процессе научного исследования;
- использовать знания о специфику работы российских и международных исследовательских коллективов в своей научно-исследовательской деятельности;
- выстраивать свою научно-исследовательскую деятельность в соответствии с основами и принципами участия в исследовательских коллективах, решающих научные и научно-образовательные задачи
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- навыками аналитической оценки социально-гуманитарного материала;
- навыками ведения исследовательской работы по конкретным проблемам;
- основными методами научного познания и видеть специфику социально-гуманитарного познания;
- навыками герменевтического и позитивистского анализа современных социальных явлений и процессов;
- навыками научной и философской аргументации;
-навыками анализа, синтеза, сравнения, методами формализации и перекодирования текста;
- навыками абстрагирования, моделирования, формализации информации;
- герменевтическими и позитивистскими методами;
- навыками ведения научного и философского диалога.
- навыками применения в научном исследовании студента принципов, особенностей и возможностей информационно-коммуникативных технологий;
- навыками применения принципов и методики сбора и размещения научной информация (статьи, сборники, монографии, диссертации и авторефераты) в процессе научного исследования студента;
- навыками использования системы поиска eLIBRARY.ru в процессе научного исследования студента;
- навыками выбора и применения оптимальных методологических основ исследования функционирования и развития психики человека, деятельности, общения, самосознания, личности;
- методами исследования функционирования и развития психики человека, деятельности, общения, самосознания, личности, а также навыками их применения к решению задач конкретного научного исследования;
- основами и принципами критического анализа и оценки современных научных достижений в научно-исследовательской деятельности;
- навыками выбора и применения оптимальных способов генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях;
- навыками проектирования и осуществления комплексных исследований, в том числе междисциплинарных, на основе целостного системного научного мировоззрения;
- навыками участия в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач
Содержание дисциплины Методика диссертационного исследования. Методология и методы диссертационного исследования.
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Сайт «Философия без границ». Режим доступа: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии». Режим доступа: http://vphil.ru/
Библиотека по философии. Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/
Сайт «Философы древности». Режим доступа: http://www.philosoma.ru/
Институт философии РАН: философия в России (www.philosophy.ru)
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ (http://www.library.ru/)
Электронная библиотека Максима Мошкова (www.lib.ru)
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Научная электронная библиотека: http://www.elibrary.ru
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/


Форма промежуточной аттестации Зачет.