Цель изучения дисциплины | - дать аспирантам базовые знания об основных тенденциях в исследовании проблем методологии научного познания в XIX-XX вв.; - определить основные подходы к исследованию проблем методологии научного познания в XIX-XX вв.; - ознакомить аспирантов с основными вариантами методики написания диссертационного исследования; - выработать навыки самостоятельной научно-исследовательской работы, написания и корректного оформления диссертационного исследования |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В |
Формируемые компетенции | УК-6 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
- основные методы научного познания; - методы герменевтического и позитивистского подхода; - методы дедукции, индукции, сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения; - принципы, особенности и возможности применения информационно-коммуникативных технологий в научном познании; - принципы и методика сбора и размещения научной информация для научного исследования аспиранта (статьи, сборники, монографии, диссертации и авторефераты); - основные особенности eLIBRARY.ru - российской научной электронной библиотеки, интегрированной с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ); - достоинства, недостатки и особенности применения системы поиска eLIBRARY.ru. - основания и критерии объективной оценки результатов исследований и разработок, выполненных другими специалистами и в других научных учреждениях; - факторы, влияющие на искажение объективной оценки результатов исследований и разработок, выполненных другими специалистами и в других научных учреждениях. - требования к результатам научно-исследовательской деятельности; - требования к оформлению и обоснованию результатов научно-исследовательской деятельности; - концептуальные основы научно-исследовательской деятельности; - источники и основные концепции, рассматриваемые в содержании курса; - основные истоки и источники подходов к исследованию проблем методологии научного познания в XIX-XX вв.; - основные идеи представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем методологии научного познания в XIX-XX вв.; - структуру и специфику основных разделов диссертационного исследования; - правила и требования к оформлению диссертационного исследования; - основы и принципы методологии теоретических и экспериментальных исследований; - математические методы и информационные технологии в области математического моделирования природных процессов и социально-экономических систем; - математические методы и информационные технологии в области системного анализа, проектирования и создания комплексов программ. Уметь:
- пользоваться современной философской и научной литературой для самостоятельного мировоззренческого самообразования; - критически анализировать методологические принципы и методы научного и философского познания, а также их адекватность и применимость в конкретной научной и научно-производственной деятельности; - применять методы герменевтического и позитивистского подходов; - применять на практике методы дедукции, индукции, сравнения анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения; - применять герменевтический и позитивистский подходы при анализе природных и общественных явлений; - применять принципы и методику сбора и размещения научной информация (статьи, сборники, монографии, диссертации и авторефераты) в процессе научного исследования аспиранта; - применять систему поиска eLIBRARY.ru в процессе научного исследования аспиранта. - применять основания и критерии объективной оценки результатов исследований и разработок, выполненных другими специалистами и в других научных учреждениях в своей научно-исследовательской деятельности; - учитывать факторы влияющие на искажение объективной оценки результатов исследований и разработок, выполненных другими специалистами и в других научных учреждениях в своей научной деятельности; - следовать требованиям к результатам научно-исследовательской деятельности в процессе собственной научно-исследовательской работы; - выполнять требования к оформлению и обоснованию результатов научно-исследовательской деятельности в собственной конкретной научно-исследовательской работе; - использовать первоисточники в процессе научного исследования; - применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и логического мышления; - определить основные подходы к исследованию проблем методологии научного познания в XIX-XX вв.; - выявить основы и специфику взаимодействия позитивистского и герменевтического подходов, - указать основные варианты синтеза идей представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем методологии научного познания в XIX-XX вв.; - применять основы и принципы методологии теоретических и экспериментальных исследований в научно-исследовательской деятельности; - применять математические методы и информационные технологии в области математического моделирования природных процессов и социально-экономических систем; - применять математические методы и информационные технологии в области системного анализа, проектирования и создания комплексов программ. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- навыками научной и философской аргументации; -навыками анализа, синтеза, сравнения, методами формализации и перекодирования текста; - навыками абстрагирования, моделирования, формализации информации; - герменевтическими и позитивистскими методами; - навыками ведения научного и философского диалога; - навыками применения в научном исследовании аспиранта принципов, особенностей и возможностей информационно-коммуникативных технологий; - навыками применения принципов и методики сбора и размещения научной информация (статьи, сборники, монографии, диссертации и авторефераты) в процессе научного исследования аспиранта; - навыками использования системы поиска eLIBRARY.ru в процессе научного исследования аспиранта. - навыками использования оснований и критериев объективной оценки результатов исследований и разработок, выполненных другими специалистами и в других научных учреждениях в своей научно-исследовательской деятельности; - владеет навыками учёта факторов влияющих на искажение объективной оценки результатов исследований и разработок, выполненных другими специалистами и в других научных учреждениях в своей научной деятельности; - навыками выполнения требований к результатам научно-исследовательской деятельности в процессе собственной научно-исследовательской работы; - навыками выполнения требований к оформлению и обоснованию результатов научно-исследовательской деятельности в собственной конкретной научно-исследовательской работе; - навыками аналитической оценки научного материала; - навыками ведения исследовательской работы по конкретным проблемам; - основными методами научного познания и видеть специфику научного познания; - навыками герменевтического и позитивистского анализа современных природных и социальных явлений и процессов; - методологией теоретических и экспериментальных исследований; - математическими методами, вычислительной техникой и информационными технологиями в области математического моделирования природных процессов и социально-экономических систем; - математическими методами, вычислительной техникой и информационными технологиями в области системного анализа, проектирования и создания комплексов программ. |
Содержание дисциплины | Методика диссертационного исследования. Методология и методы диссертационного исследования. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/ Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/ Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/ Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ Научная электронная библиотека: http://www.elibrary.ru Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru; Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/ |
Форма промежуточной аттестации | Зачет. |