Аннотация рабочей программы дисциплины
«Лингвогеография России»

Цель изучения дисциплины Целями освоения дисциплины являются ознакомление иностранных студентов с основными понятиями и методами лингвогеографии, обогащение знаний иностранных студентов о функциональном разнообразии национального языка – русского языка, а также выработка необходимых навыков и умений по краткому анализу картографических данных с применением полученных знаний.
Задачи дисциплины
Задачами освоения учебной дисциплины являются:
1.формирование общего понимания предмета лингвогеографии, методов её исследования, связи с другими науками;
2.изучение территориального варьирования языка, формирование компетенции лингвогеографического диагностирования звучащей речи, текста, записанного в транскрипции, на базе изучения противопоставленных диалектных различий;
3.формирование и организация языковой среды, оптимальной для духовно-нравственного развития личности;
4.развитие способности к самостоятельному творческому мышлению на основе совершенствования механизмов восприятия, понимания и интерпретации информации.
Место дисциплины в учебном плане Б1.В.ДВ.09
Формируемые компетенции ПК-17
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
- цели и задачи лингвогеографии, и ее место среди других наук;
- основные понятия, определения и термины лингвогеографии;
- теоретические положения русской диалектологии, необходимые для идентификации диалектных особенностей речи жителей разных регионов России.
Уметь:
- применять приобретенные теоретические знания в процессе межкультурной коммуникации;
- кратко анализировать фонетический, грамматический и лексический строй одного из современных русских диалектов;
- ставить исследовательские задачи и находить адекватные способы их решения.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
должен владеть:
- методикой лингвогеографического анализа диалектных особенностей и навыками лингвистического анализа диалектных текстов;
- базовыми методиками сбора и анализа языковых фактов диалектной речи;
- методикой краткого анализа картографических данных.

должен демонстрировать способность и готовность:
совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; порождать новые идеи (креативность), адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности.
Содержание дисциплины Тема 1. История возникновения дисциплины «Лингвогеография». Основные понятия лингвогеографии.. Тема 2. Методы лингвогеографии: анкета, лингвистические карты, опрос информантов.. Тема 3. Картографирование как основной метод лингвогеографического исследования языка.. Тема 4. Диалектные атласы. Тема 5. Принципы картографирования явлений духовной культуры.. Тема 6. Говоры вторичного образования как объект исторической диалектологии и лингвогеографии..
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
ПО: Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
не предусмотрено
Форма промежуточной аттестации Зачет.