Цель изучения дисциплины | Целью и задачами освоения учебной дисциплины «Философия» являются формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами. Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.О.01 |
Формируемые компетенции | УК-5.1 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
- основные философские идеи и категории в их историческом развитии и социально-культурном аспекте - сущность системного подхода к анализу сложных объектов исследования - сущность операционализации понятий и ее основных составляющих - сущность теоретической и экспериментальной интерпретации понятий - требования, предъявляемые к гипотезам научного исследования - виды гипотез (по содержанию, по задачам, по степени разработанности и обоснованности) - система информационного обеспечения науки и образования; - основные методы классификации и оценки информационных ресурсов; - основные положения, теоретические принципы и методологические принципы логики; - специфику, черты сходства и различия этнических, религиозных и ценностных систем, сложившихся в истории под влиянием философских идей; - ключевые параметры межкультурных противоречий и способы их разрешения; - философские представления о культурных универсалиях и условиях социальной интеграции; - особенности межцивилизационного взаимодействия. Уметь:
- формулировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; - использовать первоисточники в процессе научного исследования; - использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений; - раскрывать смысл выдвигаемых идей, представить рассматриваемые философские проблемы в развитии; - формулировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; - использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений; - использовать первоисточники в процессе научного исследования; - выявлять практическую ценность определенных философских положений и основания, на которых строится философская концепция или система; - применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и логического мышления; - формулировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии в коммуникации с представителями иных национальностей и конфессий; - применять этические и межкультурные нормы в общении с представителями иных национальностей и конфессий. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание; - навыками ведения дискуссии и полемики; - приемами поиска, систематизации и свободного изложения философского материала и методами сравнения философских идей, концепций и эпох. - навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание; - навыками ведения дискуссии и полемики; - навыками аналитической оценки социально-гуманитарного материала; - навыками выражения и обоснования собственной позиции относительно современных социогуманитарных проблем и конкретных философских позиций; - навыками восприятия и анализа философских текстов, содержащих оценку социокультурных и исторических фактов; - приемами эстетической оценки явлений культуры, концепций и эпох с применением философских идей и категорий; - способами анализа и пересмотра своих взглядов в случае разногласий и конфликтов в межкультурной коммуникации. |
Содержание дисциплины | Предмет философии. Структура философского знания. Место и роль философии в культуре.. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития.. Онтология.. Гносеология.. Социальная философия. Философское учение о человеке.. Философия науки.. Современность и будущее человечества. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader Сайт «Философия без границ». Режим доступа: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии». Режим доступа: http://vphil.ru/ Библиотека по философии. Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/ Сайт «Философы древности». Режим доступа: http://www.philosoma.ru/ Институт философии РАН: философия в России (www.philosophy.ru) LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ (http://www.library.ru/) http://www.lib.asu.ru – Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»; http://elibrary.asu.ru/ - ЭБС АлтГУ; http://www.e.lanbook.com – ЭБС «Лань»; http://www.biblioclub.ru – Университетская библиотека ONLINE; https://www.biblio-online.ru/ - ЭБС издательства «Юрайт»; http://www.elibrary.ru – Научная электронная библиотека. Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru; Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен. |