Цель изучения дисциплины | Цель курса - исследование и освоение студентами интеллектуального "инструментария" и, в связи с этим, формирование и повышение уровня культуры мышления и речи студентов. Задачи курса: - дать студентам теоретические знания об основных формах мышления и развития познания, форме и системе знания, семантических категориях языка, а также о законах и правилах логики; - ознакомить студентов с основными проблемами и разработками современной логики; - помочь студентам в овладении практическими навыками правильного оперирования указанными формами и категориями, а также применения логических законов и правил. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.Б.01 |
Формируемые компетенции | ОК-1 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
- основные виды и способы обоснования и критики убеждений; - основы и принципы критической рефлексии; - основные принципы и требования стратегии, а также основные варианты и конкретные приемы тактики аргументации; - основные формы мышления и развития знания; - виды определений понятий, логические правила и требования к определениям; - виды суждений (высказываний) и их логическую структуру; - логическую структуру нормы; - основы модальной характеристики нормативно-правовых актов; - основные логические требования к нормативно- правовой системе; - законы и правила логики; - общелогические методы научного познания (сравнение, анализ, абстрагирование, синтез и обобщение) и основные виды умозаключений (дедукция, индукция и аналогия); - основные проблемы и разработки современной классической и неклассической логики; - основные приемы и методы аргументации; - семантические категории языка; - риторические методы и приемы аргументации; - риторические уловки в аргументации. Уметь:
- применять знания, полученные в рамках курса, на практике – в беседе, споре, выступлении; - учитывать своеобразие аргументации в различных областях деятельности; - учитывать специфику способов аргументации в зависимости от характера аудитории и контекста; - применять основные требования стратегии, а также основные варианты и конкретные приемы тактики аргументации; - определять виды определений понятий, применять логические правила и требования в процессе анализа и конструирования определений; - определять виды суждений (высказываний) и выявлять их логическую структуру - выявлять логическую структуру нормы; - применять знания об основах модальной характеристики суждений (высказываний) в процессе анализа конкретных нормативно-правовых актов; - применять основные логические требования к нормативно-правовой системе в процессе профессиональной деятельности; - применять законы и правила логики в процессе анализа конкретных нормативно-правовых актов; - общелогические методы (сравнение, анализ, абстрагирование, синтез и обобщение) научного познания и основные виды умозаключений (дедукция, индукция и аналогия) в процессе анализа конкретных нормативно-правовых актов, их соотношения и практического применения в процессе профессиональной деятельности; - применять логические законы и правила в процессе мышления и коммуникации; - применять общелогические методы научного познания и основные виды умозаключений для интеллектуального развития и повышения культурного уровня; - правильно оперировать указанными формами и категориями в процессе мышления и коммуникации; - обобщать и систематизировать информацию; - логически правильно, аргументировано и ясно строить свою речь в процессе делового общения; - применять риторические методы и приемы убеждения собеседника и аудитории; - выявлять риторические уловки в аргументации оппонента; -различать допустимые и недопустимые риторические уловки в аргументации оппонента; - противостоять и препятствовать недопустимым риторическим уловкам в процессе аргументации. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- навыками аргументации; - навыками применения знаний, полученных в рамках курса, на практике – в беседе, споре, выступлении, как в учебном процессе и научной деятельности, так и в повседневной жизни; - навыками ведения диалога; - навыками определения видов определений понятий, а также применения логических правил и требований в процессе анализа и конструирования определений; - навыками определения видов суждений (высказываний) и выявления их логической структуры; - навыками выявления логической структуры нормы; - навыками применения знаний об основах модальной характеристики суждений (высказываний) в процессе анализа конкретных нормативно-правовых актов; - навыками применения основных логических требований к нормативно-правовой системе в процессе профессиональной деятельности; - навыками применения законов и правил логики в процессе анализа конкретных нормативно-правовых актов; - навыками применения общелогических методов научного познания (сравнение, анализ, абстрагирование, синтез и обобщение) и основных видов умозаключений (дедукция, индукция и аналогия) в процессе анализа конкретных нормативно-правовых актов, их соотношения и практического применения в процессе профессиональной деятельности; - риторическими методами и приемами убеждения собеседника и аудитории; - допустимым уловкам в процессе аргументации. |
Содержание дисциплины | Предмет и значение логики, мышление и язык, логический анализ естественного языка.. Учение о понятии, определения.. Суждение (высказывание).. Основные типы неклассических логик.. Силлогистика.. Правдоподобные рассуждения.. Формы развития знания.. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader Сайт «Философия без границ». Режим доступа: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии». Режим доступа: http://vphil.ru/ Библиотека по философии. Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/ Сайт «Философы древности». Режим доступа: http://www.philosoma.ru/ Институт философии РАН: философия в России (www.philosophy.ru) LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ (http://www.library.ru/) http://www.lib.asu.ru – Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»; http://elibrary.asu.ru/ - ЭБС АлтГУ; http://www.e.lanbook.com – ЭБС «Лань»; http://www.biblioclub.ru – Университетская библиотека ONLINE; https://www.biblio-online.ru/ - ЭБС издательства «Юрайт»; http://www.elibrary.ru – Научная электронная библиотека. Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru; Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) |
Форма промежуточной аттестации | Зачет. |