Аннотация рабочей программы дисциплины
«История первобытного общества»

Цель изучения дисциплины Цель курса Познакомить слушателей в ходе проблемно-исторического изложения материала с историей формирования истории первобытного общества (ИПО), основными методами и задачами ИПО, а также дать представление о специфике, особенностях и закономерностях развития общества на различных этапах древнейшей истории человечества. Создать у студентов цельную картину становления и развития основных социальных и экономических структур, возникновения и эволюции духовной жизни общества. Цель практического раздела – рефлексия и углубленное изучение наиболее сложных проблем ИПО: становления дуально-родовых и семейных структур, различные типы организации социума, особенности первобытной экономики и т.п.
В соответствии с указанной целью определены следующие задачи курса:
• Раскрыть этапы и движущие силы антропосоциогенеза;
• Проследить особенности развития производительных сил общества и взаимосвязь их с эволюцией социальных структур;
• Проанализировать становление и развитие духовной жизни на различных этапах истории первобытного общества;
• Выявить закономерности становления и эволюционную динамику семейно-брачных отношений;
• Ознакомить с концепциями сложения на протяжении истории первобытного общества собственности (от коллективной к частной);
• Дать системные представления о хозяйственно-культурных типах общества на различных этапах его развития, возникновение и эволюция производящего хозяйства;
• Способствовать формированию навыков самостоятельной исследовательской работы.
Место дисциплины в учебном плане Б1.Б.08
Формируемые компетенции ОК-2
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
• об основах истории;
• Об основных положения истории первобытного общества и месте данной дисциплины в системе исторических наук;
• Об основных этапах развития и историографии ИПО;
• Об основных научных школах и концепциях ИПО;
• О возможности использования субдисциплин, в том числе методов и методик естественных наук при реконструкции древнейших исторических процессов;
• О периодизации и хронологии ИПО;
• Об особенностях и содержании основных периодов развития общества;
• О движущих силах антропо- и социогенеза;
• О проблемах и причинах эволюции социальных структур (семейно-брачных, политических, экономических и др.).
Уметь:
Студент должен знать и уметь применять:
• социально-гуманитарную терминологию;
• анализировать и оценивать научную информацию;
• теоретические основы и инструментарий (методы) историко-культурного и музеологического знания в исследованиях современного музея и объектов культурного и природного наследия;
• современные теории культуры и ведущие направления современной социокультурной деятельности (концепций и инструментария) в организационно-управленческой работе;
• разработки культурно-образовательных программ в системе музейных учреждений, культурных центров и, экскурсионных и туристических фирм;
• современные знания о мировой культуре в разработке и реализации направлений культурного туризма.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
• навыками аргументированного изложения собственнойточки зрения, ведения дискуссии;
• владения теоретическими проблемами антропогенеза и разработок по ИПО;
• применения антропологической, социально-гуманитарной и исторической терминологии;
• анализа и критической оценкой тематической научной информации из литературных, цифровых и иных источников;
• ведения корректной научной дискуссии и межличностного общения.
Содержание дисциплины История первобытного общества как наука. Историография ИПО. Начало антропосоциогенеза . Открытие и изучение ископаемых предков человека. Раннепервобытная община охотников, собирателей и рыболовов . Материальная и духовная культура раннеродового общества. Позднепервобытная община земледельцев, скотоводов, высших охотников, собирателей, рыболовов . Духовная и материальная культура позднеродового общества. Распад первобытного общества. Эпоха классообразования . Социальная организация общества в эпоху классообразования . Религиозные представления в первобытном обществе.
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Форма промежуточной аттестации Экзамен.