Цель изучения дисциплины | Курс «История отечественной исторической науки» нацелен на формирование целостных и устойчивых представлений относительно закономерностей возникновения и развития отечественной исторической науки во взаимосвязи с мировой исторической наукой, а также способности к оценке состояния и текущих задач российской исторической науки на современном этапе ее функционирования и адекватного применения полученных знаний в научно-исследовательской работе. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В.04 |
Формируемые компетенции | ПК-3 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
ПК-3: основные принципы историографического анализа, алгоритмы построения научных рецензий, отзывов и историографических очерков в соответствии с требованиями, предъявляемыми к работам подобного рода. ПК-5: основные отечественные историографические подходы к определению места человека в историческом процессе и его роли в политической организации общества, взгляды на проблему насилия в истории, представленные российскими историками различных временных отрезков. ПК-7: основные этапы и вехи эволюции отечественной исторической мысли, ведущие отечественные теоретико-методологические и историографические школы, их идейно-смысловые постулаты; важнейшие исторические, историко-философские и историко-религиозные концепции, разработанные в отечественной исторической и социальной среде в IX – начале XXI в. Уметь:
ПК-3: рационально применять категориально-терминологический аппарат дисциплины в учебно-образовательной деятельности и научно-исследовательской практике; создавать историографические тексты (статьи, рецензии, отзывы), осуществлять историографические и историософские исследования. ПК-5: анализировать идейно-политические, социокультурные и индивидуально-личностные факторы динамики истории отечественной исторической мысли; использовать фундаментальные и прикладные знания в области истории отечественной исторической науки для разработки учебно-образовательных и просветительских программ; выделять предпосылки, последовательно, аргументировано и ясно выстраивать свой взгляд на историю отечественной исторической науки как на важную часть исторического прошлого и истории страны. ПК-7: анализировать методологическое оснащение отечественных историков, историографических школ и направлений в широком хронологическом промежутке с древнейших времен до наших дней; обобщать познавательные моменты в творчестве ученых, продвигающих историческое знание для своего времени; в сопоставлении с предшествующими этапами развития науки выделять аспекты, методологические установки и концепты в творчестве ученых, как дискредитированные и опровергнутые современной историографией, так и сохраняющие для нее принципиальное значение. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
ПК-3: культурой исторического мышления; способностью к сложноструктурному обобщению и системному анализу отечественных историографических источников различных периодов; способностью к восприятию и обработки новой историографической информации, к постановке исследовательской цели в историографическом исследовании и выбору путей её достижения. ПК-5: навыками обозначения и отстаивания в обществе уважения к истории и традициям нашей страны, принципов патриотизма, прав и свобод человека, демократических норм общественной жизни; способностью определять роль насильственных/ненасильственных факторов в динамике отечественной исторической мысли и ведущих историографических концепциях отечественных историков. ПК-7: навыками репрезентации концептуальных положений известных отечественных историографических школ, способностью их критического сопоставления и формулировки прогноза историографической ситуации на ближайший период развития отечественной исторической науки. |
Содержание дисциплины | Введение в курс. Предмет историографии как одной из исторических дисциплин. Становление и эволюция различных направлений и школ в отечественной и зарубежной историографии, их связь с идейно-политическими течениями.Возникновение исторических знаний и их развитие (с древнейших времен до XVIII в.).. Превращение исторических знаний в науку. Историческая наука периода рационализма и просветительства.Общие проблемы развития цивилизаций и обществ в исторической мысли.. Развитие русской исторической науки на стадии господства методологии романтизма, немецкой классической философии и позитивизма (вторая половина 20-х – начало 90-х гг. XIX в.).. Историческая наука начала XX в. в условиях поиска новых теорий познания.. Историческая наука в советское время (1917 г. – начало 1990-х гг.).. Российская историческая наука в постсоветский период.. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Microsoft Windows
7-Zip AcrobatReader Библ-ка эл. ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Режим доступа: http://hronos.km.ru/proekty/mgu/index.html
Электронный фонд Российской национальной библиотеки. Режим доступа: http://leb.nlr.ru/ Электронная библиотека Государственной публичной библиотеки. Режим доступа: www. shpl.ru Библиографическая база данных / Научная электронная библиотека "eLIBRARY.RU". Режим доступа: https://elibrary.ru/defaultx.asp |
Форма промежуточной аттестации | Зачет. |