Цель изучения дисциплины | формирование у студентов соответствующих общекультурных и профессиональных компетенций, обеспечивающих готовность выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности; знаний о важнейших законах, закономерностях и принципах создания, функционирования и развития психических процессов и личности; освоение определенных видов и способов деятельности, необходимых для решения практических задач психотерапии и консультирования, формирование личностных и профессиональных качеств практического психолога; овладение студентами базовыми навыками и приемами психотерапевтической и консультационной деятельности. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В.2 |
Формируемые компетенции | ПК-9 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
правовые и этические принципы работы клинического психолога в научно-исследовательской, педагогической и клинико-практической сферах деятельности; предмет, историю развития, основные теоретические системы и методологические основы психологии; законы развития психики в фило и онтогенезе; теории системной идинамической организации высших психических функций; основы смежных медицинских дисциплин; методы исследования, модели измерения и эксперимента, стратегии принятия диагностических решений; историю, современное состояние проблемы закономерностей нормального и аномального развития, функционирования психики и личности; клинико-психологическую феноменологию, механизмы и факторы риска возникновения расстройств психического, психосоматического здоровья и развития; основные концепции личности, феноменологию личностных расстройств; основные психотерапевтические теории с этическими и методическими основами их практической реализации; основные направления и методы клинико-психологической диагностики и экспертизы в здравоохранении, образовании и системе социальной помощи населению; основные категории и понятия возрастной психологии; основные направления, подходы, концепции и современные тенденции развития возрастной психологии; закономерности развития человека на разных возрастных этапах жизненного пути; закономерности психического развития человека на протяжении жизни. Уметь:
самостоятельно формулировать практические и исследовательские задачи, составлять программы диагностического обследования индивида, семьи и группы людей; выбирать и применять методы психологической оценки и диагностики, соответствующие поставленной задаче; прогнозировать изменения и оценивать их динамику в различных сферах психического функционирования человека при медицинском и психологическом воздействии, направленном на гармонизацию жизнедеятельности индивида; самостоятельно проводить психологическое экспертное исследование в различных областях клинико-психологической практики и составлять заключение эксперта всоответствии с нормативно-правовыми документами; использовать методы психологического консультирования, психопрофилактики, реабилитации и психотерапии в работе с индивидами, группами, учреждениями, представителями различных субкультур; формулировать цели и задачи учебно-воспитательного процесса, используя инновационные стратегии обучения; проектировать, реализовывать и оценивать учебно-воспитательный процесс с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся; определять психологические проблемы, встающие перед человеком в разные периоды жизни, видеть принципы и способы их разрешения; составлять психологический портрет человека, учитывая закономерности возрастного и индивидуального развития. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
владеть методологией синдромного и каузального анализа расстройств психической деятельности, психосоматического здоровья и личности в контексте практических, научно-исследовательских задач клинического психолога; методами, процедурами и техниками диагностики психологической оценки состояния психического, психосоматического здоровья и развития в детском и взрослом возрасте; создавать и применять психодиагностические, психотерапевтические, консультационные и коррекционные технологии с последующей обработкой данных на основе общегуманитарных и математико-статистических методов; разнообразными стратегиями психо-профилактической, психокоррекционной, реабилитационной ипсихотерапевтической работы с учетом характера и факторов нарушения здоровья и развития; процедурами организации и проведения современных научных исследований, научно-практических работ, проектирования и реализации учебно-воспитательного процесса; методами супервизирования педагогической, научно-исследовательской и практической работы обучающихся и стажеров в процессе обучения стратегиями установления творческих и профессиональных контактов с психологическими и непсихологическими организациями и службами. выявлять особенности деятельности и психического развития ребенка, определять их соответствие возрастному развитию; умением разработки психологически обоснованных рекомендаций. |
Содержание дисциплины | Супервизия в КБТ и профессиональная компетентность клинического психолога. Анализ осложнений консультативного и терапевтического процесса в реальных клинических ситуациях. Профилактика срывов и прекращения терапии. Эффективность терапии и супервизия. Стратегии индивидуальной работы с пациентами разных клинических групп. Анализ мотивации клиента, пациента в когнитивно-бихевиоральном консультировании и терапии. Супервизия практической работы. Построение и проверка гипотез на основе наблюдений и вербальных сообщений в КБТ. Подбор эффективных техник изменений: супервизия. |
Виды учебной работы | Лабораторные, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Microsoft Windows
Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader ОЭБС издательства «Лань»
ЭБС «Университетская библиотека online» ЭБС издательства «Юрайт» ЭБС АлтГУ |
Форма промежуточной аттестации | Зачет. |