Аннотация рабочей программы дисциплины
«Практикум по психотерапии»

Цель изучения дисциплины формирование у студентов соответствующих общекультурных и профессиональных компетенций, обеспечивающих готовность выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности;
знаний о важнейших законах, закономерностях и принципах создания, функционирования и развития психических процессов и личности;
освоение определенных видов и способов деятельности, необходимых для решения практических задач психотерапии и консультирования,
формирование личностных и профессиональных качеств практического психолога;
овладение студентами базовыми навыками и приемами психотерапевтической и консультационной деятельности.
Место дисциплины в учебном плане Б1.В.02
Формируемые компетенции ПК-9
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
правовые и этические принципы работы клинического психолога в научно-исследовательской, педагогической и клинико-практической сферах деятельности;
предмет, историю развития, основные теоретические системы и методологические основы психологии;
законы развития психики в фило и онтогенезе;
теории системной идинамической организации высших психических функций;
основы смежных медицинских дисциплин;
методы исследования, модели измерения и эксперимента, стратегии принятия диагностических решений;
историю, современное состояние проблемы закономерностей нормального и аномального развития, функционирования психики и личности;
клинико-психологическую феноменологию, механизмы и факторы риска возникновения расстройств психического, психосоматического здоровья и развития;
основные концепции личности, феноменологию личностных расстройств;
основные психотерапевтические теории с этическими и методическими основами их практической реализации;
основные направления и методы клинико-психологической диагностики и экспертизы в здравоохранении, образовании и системе социальной помощи населению;
основные категории и понятия возрастной психологии;
основные направления, подходы, концепции и современные тенденции развития возрастной психологии;
закономерности развития человека на разных возрастных этапах жизненного пути;
закономерности психического развития человека на протяжении жизни.
Уметь:
самостоятельно формулировать практические и исследовательские задачи, составлять программы диагностического обследования индивида, семьи и группы людей;
выбирать и применять методы психологической оценки и диагностики, соответствующие поставленной задаче;
прогнозировать изменения и оценивать их динамику в различных сферах психического функционирования человека при медицинском и психологическом воздействии, направленном на гармонизацию жизнедеятельности индивида;
самостоятельно проводить психологическое экспертное исследование в различных областях клинико-психологической практики и составлять заключение эксперта всоответствии с нормативно-правовыми документами;
использовать методы психологического консультирования, психопрофилактики, реабилитации и психотерапии в работе с индивидами, группами, учреждениями, представителями различных субкультур;
формулировать цели и задачи учебно-воспитательного процесса, используя инновационные стратегии обучения;
проектировать, реализовывать и оценивать учебно-воспитательный процесс с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся;
определять психологические проблемы, встающие перед человеком в разные периоды жизни, видеть принципы и способы их разрешения;
составлять психологический портрет человека, учитывая закономерности возрастного и индивидуального развития.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
владеть методологией синдромного и каузального анализа расстройств психической деятельности, психосоматического здоровья и личности в контексте практических, научно-исследовательских задач клинического психолога;
методами, процедурами и техниками диагностики психологической оценки состояния психического, психосоматического здоровья и развития в детском и взрослом возрасте;
создавать и применять психодиагностические, психотерапевтические, консультационные и коррекционные технологии с последующей обработкой данных на основе общегуманитарных и математико-статистических методов;
разнообразными стратегиями психо-профилактической, психокоррекционной, реабилитационной ипсихотерапевтической работы с учетом характера и факторов нарушения здоровья и развития;
процедурами организации и проведения современных научных исследований, научно-практических работ, проектирования и реализации учебно-воспитательного процесса;
методами супервизирования педагогической, научно-исследовательской и практической работы обучающихся и стажеров в процессе обучения стратегиями установления творческих и профессиональных контактов с психологическими и непсихологическими организациями и службами.
выявлять особенности деятельности и психического развития ребенка, определять их соответствие возрастному развитию;
умением разработки психологически обоснованных рекомендаций.
Содержание дисциплины Супервизия в КБТ и профессиональная компетентность клинического психолога. Анализ осложнений консультативного и терапевтического процесса в реальных клинических ситуациях. Профилактика срывов и прекращения терапии. Эффективность терапии и супервизия. Стратегии индивидуальной работы с пациентами разных клинических групп. Анализ мотивации клиента, пациента в когнитивно-бихевиоральном консультировании и терапии. Супервизия практической работы. Построение и проверка гипотез на основе наблюдений и вербальных сообщений в КБТ. Подбор эффективных техник изменений: супервизия.
Виды учебной работы Лабораторные, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
ОЭБС издательства «Лань»
ЭБС «Университетская библиотека online»
ЭБС издательства «Юрайт»
ЭБС АлтГУ
Форма промежуточной аттестации Зачет.