Цель изучения дисциплины | Цель – изучить особенности патологической трансформации психической деятельности и свойств личности при личностных расстройствах, аномалиях личности, а также методы их дифференциальной диагностики и психокоррекции. Задачи: – изучить историю учения о личностных расстройствах, операционализировать и соотнести понятия: личность и характер; акцентуации личности, типы личности; личностные расстройства и аномалии личности, др. – изучить проблему патологии личности (личностных расстройств, аномалий личности) как трансформацию мотивационной, аффективно-волевой, когнитивной сфер индивида; – изучить условия возникновения, эпидемиологию, клиническую картину развития личностных расстройств, а также классификации психопатий, акцентуаций характера, личностных типов и личностных расстройств в МКБ и DSM; – изучить критерии "патологичности" личностной сферы, дифференциально-диагностические проблемы личностных расстройств, специфику течения, особенности патологии психической деятельности личностных аномалиях разного типа; – изучить методы исследования акцентуаций характера, личностных расстройств; - изучить основные теоретико-методологические подходы, объясняющие механизм аномалии личности (первичного и вторичного типа). |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В.02 |
Формируемые компетенции | ПСК-3.11 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
- о критериях «патологичности» личностной сферы, проблеме личностных расстройств и особенностей индивидуального опыта и психопатологии, - об описательной и структурной характеристике основных форм и уровней личностной патологии, в частности, симптоматических неврозов и неврозов характера, «нарциссической», «пограничной» и «психотической» личностной организации, - об истории учения о личностных расстройствах, понятиях личность и характер; акцентуации личности, типы личности; личностные расстройства и аномалии личности, др. – о проблеме патологии личности (личностных расстройств, аномалий личности) как трансформации мотивационной, аффективно-волевой, когнитивной сфер индивида; – об условиях возникновения, эпидемиологии, клинической картине развития личностных расстройств, о классификации психопатий, акцентуаций характера, личностных типов и личностных расстройств в МКБ и DSM; – изучить критерии "патологичности" личностной сферы, дифференциально-диагностические проблемы личностных расстройств, специфику течения, особенности патологии психической деятельности личностных аномалиях разного типа; – о методах, методических средствах и инструментах исследования патологии личности, акцентуаций характера, личностных расстройств; - об основных теоретико-методологических подходах, объясняющих механизм аномалии личности (первичного и вторичного типа). Уметь:
- знать дифференциально-диагностические критерии «патологичности» личностной сферы, проблему личностных расстройств и особенностей индивидуального опыта и психопатологии, - уметь планировать и реализовывать клинико-психологический, патопсихологический эксперимент (обследование) с целью дифференциальной диагностики личностных аномалий, - уметь грамотно подобрать батарею экспериментально-психологических методик и методических средств патопсихологического обследования при диагностике личностных аномалий первичного и осложненного типа, - знать основные формы и уровни личностной патологии, в частности, симптоматических неврозов и неврозов характера, «нарциссической», «пограничной» и «психотической» личностной организации, - знать историю учения о личностных расстройствах, понятиях личность и характер; акцентуации личности, типы личности; личностные расстройства и аномалии личности, др. – знать проблему патологии личности (личностных расстройств, аномалий личности) как трансформации мотивационной, аффективно-волевой, когнитивной сфер индивида; – знать особенности возникновения, эпидемиологии, клинической картине развития личностных расстройств, о классификации психопатий, акцентуаций характера, личностных типов и личностных расстройств в МКБ и DSM; – знать и уметь применять в диагностике критерии "патологичности" личностной сферы, дифференциально-диагностические проблемы личностных расстройств, специфику течения, особенности патологии психической деятельности личностных аномалиях разного типа; – знать и уметь применять методы, методические средства и диагностические инструменты исследования патологии личности, акцентуаций характера, личностных расстройств; - знать основные теоретико-методологические подходы, объясняющиех механизм аномалии личности (первичного и вторичного типа). Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- дифференциальной диагностики личностных аномалий разного типа, - применения в консультативной и диагностической практике критерии «патологичности» личностной сферы, - планирования и реализации клинико-психологического, патопсихологического эксперимента (обследования) с целью дифференциальной диагностики личностных аномалий разного типа, в том числе первичность расстройства его вторичность / третичность патологии личности и характера при психических, соматических забовалеваниях, - комплектации и реаолизации батарии экспериментально-психологических методик и методических средств патопсихологического обследования при диагностике личностных аномалий первичного и осложненного типа, - психологического консультирования по проблеме личностных аномалий и патологии характера разного типа. |
Содержание дисциплины | Основные классические и современные науно-обоснованные концептуализации этиологии, условий и механизмов развития, структуры и динамики личности в норме и патологии, а также диагностика и психотерапия широкого класса так называемых «личностных расстройств».. Критерии «патологичности» личностной сферы, проблема личностных расстройств и особенностей индивидуального опыта и психопатологии. Личностно-аномальный патопсихологический синдром: структура патологии психической деятельности в классической и судебной патолпсихологии.. Описательная и структурная характеристика основных форм и уровней личностной патологии, в частности, симптоматических неврозов и неврозов характера, «нарциссической», «пограничной» и «психотической» личностной организации. Психодинамическая диагностика и психотерапия личностных расстройств.. |
Виды учебной работы | Лабораторные, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Microsoft Windows
Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ |
Форма промежуточной аттестации | Зачет. |