Аннотация рабочей программы дисциплины
«Психология высшей школы»

Цель изучения дисциплины формирование целостного и системного понимания психологических задач и методов преподавания на современном этапе развития общества с учетом возрастных, гендерных и иных особенностей; умение осознавать ситуацию взаимодействия с аудиторией как социально-психологическую систему, определять место и политику активности вуза в региональной системе вуза.
Место дисциплины в учебном плане Б1.В
Формируемые компетенции УК-5
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
базовый понятийный аппарат, методологические основы и методы психологии высшей школы; основные направления, закономерности и принципы развития системы высшего образования и требования психологическому компоненту приобретаемых профессиональных компетенций; специфику педагогической деятельности в высшей школе и психологические основы педагогического мастерства преподавателя; индивидуальные особенности обучающихся, психолого-педагогические особенности взаимодействия преподавателей и обучающихся; основы педагогического руководства деятельностью коллективов. Роль наследственности и среды в формировании человеческой индивидуальности. Психологическое содержание категорий субъект, субъектность. Субъектно- деятельностный, субъектно-бытийный подходы в психологии. Психологическое содержание категорий «активность личности», «активность субъекта». Базовые принципы теории самоорганизующихся систем. Функции самосознания и его компоненты. Содержание биологического, социального и личностного уровня регуляции индивида. Психологическое содержание поступка. Психологию становления профессионала в современных условиях. Факторы риска формирования профессиональной идентичности. Формирование психологической системы деятельности. Этические нормы профессиональной деятельности в высшей школе. Знать способы поддержания и установления контакта с аудиторией.
Знать речевые маркеры аномальных состояний и установок говорящего, цели и способы задавания вопросов. Психологические приемы при ведении переговоров
Производственную гимнастику и ЛФК для преподавателя. Особенности когнитивных функций и личностные особенности в разные возрастные периоды.
Социально-психологическую структуру учебной и производственной группы. Типологию стилей управления. Типы корпоративной культуры организации в высшей школе. Маркеры корпоративной культуры организации. Знать алгоритм конструирование бренда образовательной организации.
Уметь:
использовать, творчески трансформировать и совершенствовать методы, методики, технологии обучения и воспитания обучающихся; проектировать и реализовывать в учебном процессе различные формы учебных занятий, внеаудиторной самостоятельной работы и научно-исследовательской деятельности обучающихся; организовывать образовательный процесс с использованием педагогических инноваций и учетом личностных, гендерных, этнокультурных особенностей обучающихся; разрабатывать современное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, в том числе обеспечение контроля за формируемыми у обучающихся умениями; устанавливать педагогически целесообразные отношения со всеми участниками образовательного процесса; совершенствовать речевое мастерство в процессе преподавания учебных дисциплин.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
самоанализа на основе саморефлексии профессиональной деятельности, психологическими способами организации учебного процесса и управления группой, технологиями построения коммуникативной ситуации с учетом особенностей учебной группы; навыками самоанализа и проектирования педагогической деятельности и профессионального развития. Упражнениями для развития техники развития речи: артикуляция, дыхание, интонация, развитие голосовых связок. Психологическими приемами манипуляции при ведении переговоров. Навыками задавания развивающих и проясняющих вопросов партнеру. Навыками диагностики социально-психологической структуры группы. Техниками развития креативных способностей личности. Навыками использования разных стилей управления для решения разного типа задач высшей школе. Навыками стимулирования учебной и профессиональной деятельности в высшей школе. Навыками принятия решения в ситуации неопределенности. Навыками использования разных стилей управления для решения разного типа задач высшей школе. Навыками поэтапного конструирования бренда образовательной организации/ образовательной услуги. Навыками создания программ маркетинга образовательных услуг.
Содержание дисциплины Раздел 1. Психология становления профессионала. Раздел 2. Основы коммуникативной культуры преподавателя.. Раздел 3. Возрастные особенности участников образовательного процесса. Раздел 4. Социально-психологические аспекты организации образовательного процесса в высшей школе. Раздел 5. Маркетинг образовательных услуг.
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
Acrobat Reader
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Интернет-ресурсы:
http://www.ht.ru/
http://www.psy-diagnoz.com
www.ht.ru/
http://www.imaton.com/metodiki/catalog/
http://www.psytest.ru/
http://lab.psytest.ru
http://psystudy.ru/
http://vch.narod.ru/
Форма промежуточной аттестации Зачет.