Аннотация рабочей программы дисциплины
«Фармакология»

Цель изучения дисциплины подготовка специалиста-провизора по дисциплине «Фармакология», обладающего системным фармакологическим мышлением, знаниями, навыками и умениями,способного применять их в своей профессиональной деятельности и в условиях инновационного развития общества;
формирование у студентов системы знаний о принципах классификации лекарственных средств, существующих классификационных системах, международном непатентованном и торговом наименовании основных представителей групп лекарственных препаратов, механизмах их действия, фармакологических эффектах, показаниях и противопоказаниях к применению; принципах комбинирования лекарственных веществ, настороженности к нежелательным лекарственным реакциям и их профилактике, правилах выписывания рецептов на лекарственные средства и их рациональном приеме;
обучение студентов методологии освоения знаний по фармакологии с использованием научной, справочной литературы, официальных статистических обзоров, ресурсов Интернет и принципов доказательности;
обучение студентов основам рецептурного документооборота и правилам выписывания рецептов на лекарственные средства, хранения и использования лекарственных препаратов.
Место дисциплины в учебном плане Б1.О.06
Формируемые компетенции ОПК-1
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
- основные законы РФ в сфере обращения лекарственных средств, основные нормативно-технические документы;
- принципы изыскания новых лекарственных средств и научные подходы к созданию лекарственных препаратов, государственную систему экспертизы испытаний новых лекарственных средств;
- различные типы классификаций лекарственных средств, распределение препаратов по химическим, фармакологическим, фармакотерапевтическим группам;
- международные непатентованные и патентованные коммерческие названия основных представителей групп лекарственных средств;
- общие закономерности фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств, виды взаимодействия лекарственных средств и виды лекарственной несовместимости;
- особенности фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств у здоровых лиц и при патологии; особенности фармакотерапии у новорожденных и пожилых лиц, беременных женщин;
- принадлежность лекарственных препаратов к определенным фармакологическим группам, фармакодинамику и фармакокинетику лекарственных препаратов;
- наиболее важные побочные и токсические эффекты и правила хранения лекарственных препаратов;
- основные показания и противопоказания к применению лекарственных препаратов;
- дозирование препаратов с учетом характера заболевания, хронобиологии и хронофармакологии;
- фармакогенетические особенности лекарственной терапии;
- общие принципы оформления рецептов и составления рецептурных прописей лекарственных средств, общепринятые сокращения и обозначения в рецептах, употребление латинского языка, правила хранения и использования лекарственных средств;
- первичные, вторичные и третичные источники информации: Государственная
фармакопея, Государственный реестр лекарственных средств и справочную литературу по
фармации и фармакологии;
- основы оказания первой доврачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях, остром отравлении лекарственными и нелекарственными средствами.
Уметь:
- отличать понятия лекарственная форма, лекарственное вещество, лекарственное средство, лекарственный препарат, лекарственное сырье, биологическая активная добавка (БАД) к пище, гомеопатическое средство;
- ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств, распределять препараты по фармакологическим, фармакотерапевтическим, химическим группам;
- объяснять фармакодинамику и фармакокинетику лекарственных препаратов, назначаемых специалистами;
- прогнозировать и оценивать нежелательные эффекты лекарственных препаратов, знать порядок их регистрации;
- контролировать правильность выписывания рецепта и корректировать его;
- определять оптимальный режим дозирования, адекватный лечебным задачам;
- информировать врачей, провизоров и население об основных характеристиках лекарственных средств, принадлежности к определенной фармакотерапевтической
группе, показаниях и противопоказаниях к применению, возможности замены одного препарата (при отсутствии его в аптеке) другим препаратом-синонимом и рациональном приеме и правилах хранения;
- информировать население, медицинских и фармацевтических работников о лекарственных препаратах, их аналогах и заменителях;
- проводить поиск по вопросам фармакологии, используя источники информации, справочники, базы данных, Интернет-ресурсы.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- навыками определения синонимов лекарственных препаратов, международных непатентованных и патентованных коммерческих (торговых) названий препаратов, имеющих одно и тоже активное вещество;
- навыками проверки выписанных врачом в рецептах лекарственных препаратов в различных лекарственных формах;
- навыком фармацевтической экспертизы врачебного рецепта и его корректировки;
- навыком выбора лекарственного средства по совокупности его фармакологических свойств, механизмов и локализации действия, определять возможности и пределы взаимозаменяемости лекарственных средств из одной группы;
- навыками прогнозирования возможного взаимодействия лекарственных средств при комбинированном применении различных препаратов;
- навыком составления и передачи фармацевтической информации для врачей и населения;
- навыками ведения разъяснительной работы среди населения о здоровом образе жизни и обоснованном использовании лекарственной терапии, о рациональном приеме лекарственных средств и обращении с ними, о вреде токсикомании и наркомании.
Содержание дисциплины Общая рецептура. Общая фармакология. Средства, влияющие на периферический отдел нервной системы. Средства, влияющие на функции центральной нервной системы. Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему. Средства, влияющие на функции исполнительных органов и крови. Средства, регулирующие процессы обмена веществ, воспаления и иммунитета. Антисептики, дезинфицирующие и химиотерапевтические средства. Средства, применяемые при неотложных состояниях.
Виды учебной работы Лекции, практические, лабораторные, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
Word, Exel
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
ЭБС КГПУ им. В.П. Астафьева // ЭБС КГПУ им. В.П. Астафьева [Электронный ресурс]
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ
Форма промежуточной аттестации Экзамен.