Аннотация рабочей программы дисциплины
«Охрана культурного и природного наследия»

Цель изучения дисциплины Цель курса – сформировать у студентов представление о ценности природного и культурного наследия как основы духовного и интеллектуального потенциала России и подготовить студентов к дальнейшей научной, научно-практической и проектной деятельности в сфере изучения, сохранения, популяризации природного и историко-культурного наследия и включения его в современную культуру.
Задачи курса:
•рассмотреть особенности прикладной культурологии, с учетом её интегративного и практического характера;
•обозначить специфику экологии культуры как междисциплинарной научной отрасли прикладной культурологии;
•рассмотреть понятие «наследие» в контексте представлений о культуре в целом, определить роль наследия в системе культуры, рассмотреть специфику природного и культурного наследия;
•изучить историю охраны памятников природного и культурного наследия в России;
•познакомить студентов с нормативной базой охранного дела в России;
•дать представление о современных междисциплинарных подходах к изучению наследия;
•мотивировать студентов к изучению регионального наследия и очертить круг проблем по охране наследия Сибири;
•обозначить возможные направления дальнейшей научной, научно-практической и проектной деятельности в деле изучения, сохранения, популяризации природного и культурного наследия.
Место дисциплины в учебном плане Б1.В.02
Формируемые компетенции ПК-2
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
- историю охраны памятников в России,
- современную нормативную базу,
- проблемы сохранения культурного наследия,
- современные концепциии наследия,
- культурное наследие региона и проблемы его включения в современное культурное пространство;
- ключевые понятия, имеющие отношение к изучаемой дисциплине;
- основные этапы охраны памятников в России;
- роль ведущих музеев и других культурных учреждений в сохранении культурного наследия.
Уметь:
- ориентироваться в современных концепциях наследия;
- понимать специфику и уникальность регионального достояния;
- анализировать культурную политику России прошлых эпох и современности; давать оценку природному и культурному наследию как важнейшему ресурсу, определяющему социально-экономическое и социокультурное развитие России;
- применить полученные в ходе данного, а также других учебных курсов знания, умения и навыки для разработки собственного проекта, связанного с изучением, сохранением и популяризацией наследия; разрабатывать, презентовать, аргументировать и воплотить в жизнь собственный проект;
- выявлять междисциплинарные связи, определяющие сущность и перспективы экологии культуры; применить знания, умения и навыки при комплексном, всестороннем, междисциплинарном изучении современного природного и культурного наследия;
- рассмотреть наследие как условие развития личности и основу формирования новых поколений, определяющих будущее России; осознавать значение наследия в контексте социально значимых процессов.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- владеет системой базовых знаний, касающихся специфики экологии культуры и сферы охраны наследия;
- владеет междисциплинарным терминологическим аппаратом экологии культуры;
- владеет системой фундаментальных знаний в области теории и истории природного и культурного наследия, а также систему представлений о роли наследия в социально значимых процессах;
- владеет междисциплинарными методологическими подходами, интегрирующими достижения социальных, гуманитарных и прикладных наук, рассматривая различные виды наследия; навыками анализа социальных и культурных процессов;
- владеет аналитическим мышлением в проектной деятельности; навыками оценки уже созданных авторских проектов, ориентированных на изучение, сохранение и популяризацию наследия региона и включения его в современную культуру;
- владеет методологическими принципами современных междисциплинарных подходов при оценке уникальности и ценности природного и культурного наследия России и Сибири;
- владеет новейшими методиками и навыками разработки новых авторских проектов, ориентированных на изучение, сохранение и популяризацию наследия региона и включения его в современную культуру;
- владеет представлениями о состоянии нормативной базы охранного дела в России;
навыками оценки современной культурной политики и нормативно-законодательной базы в сфере охраны наследия;
- владеет практическими механизмами реализации направлений государственной политики, связанной с проблемами наследия;
- владеет осознанием актуальности проблемы охраны памятников наследия, а также готовностью к внесению собственного вклада в реализацию направлений государственной культурной политики.
Содержание дисциплины Экология культуры.. История охраны памятников в России.. Природное и культурное наследие Сибири.. Концепции культурного наследия..
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
Форма промежуточной аттестации Экзамен.