Цель изучения дисциплины | Цель курса – сформировать у студентов представление о ценности природного и культурного наследия как основы духовного и интеллектуального потенциала России и подготовить студентов к дальнейшей научной, научно-практической и проектной деятельности в сфере изучения, сохранения, популяризации природного и историко-культурного наследия и включения его в современную культуру. Задачи курса: •рассмотреть особенности прикладной культурологии, с учетом её интегративного и практического характера; •обозначить специфику экологии культуры как междисциплинарной научной отрасли прикладной культурологии; •рассмотреть понятие «наследие» в контексте представлений о культуре в целом, определить роль наследия в системе культуры, рассмотреть специфику природного и культурного наследия; •изучить историю охраны памятников природного и культурного наследия в России; •познакомить студентов с нормативной базой охранного дела в России; •дать представление о современных междисциплинарных подходах к изучению наследия; •мотивировать студентов к изучению регионального наследия и очертить круг проблем по охране наследия Сибири; •обозначить возможные направления дальнейшей научной, научно-практической и проектной деятельности в деле изучения, сохранения, популяризации природного и культурного наследия. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В.02 |
Формируемые компетенции | ПК-2 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
- историю охраны памятников в России, - современную нормативную базу, - проблемы сохранения культурного наследия, - современные концепциии наследия, - культурное наследие региона и проблемы его включения в современное культурное пространство; - ключевые понятия, имеющие отношение к изучаемой дисциплине; - основные этапы охраны памятников в России; - роль ведущих музеев и других культурных учреждений в сохранении культурного наследия. Уметь:
- ориентироваться в современных концепциях наследия; - понимать специфику и уникальность регионального достояния; - анализировать культурную политику России прошлых эпох и современности; давать оценку природному и культурному наследию как важнейшему ресурсу, определяющему социально-экономическое и социокультурное развитие России; - применить полученные в ходе данного, а также других учебных курсов знания, умения и навыки для разработки собственного проекта, связанного с изучением, сохранением и популяризацией наследия; разрабатывать, презентовать, аргументировать и воплотить в жизнь собственный проект; - выявлять междисциплинарные связи, определяющие сущность и перспективы экологии культуры; применить знания, умения и навыки при комплексном, всестороннем, междисциплинарном изучении современного природного и культурного наследия; - рассмотреть наследие как условие развития личности и основу формирования новых поколений, определяющих будущее России; осознавать значение наследия в контексте социально значимых процессов. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- владеет системой базовых знаний, касающихся специфики экологии культуры и сферы охраны наследия; - владеет междисциплинарным терминологическим аппаратом экологии культуры; - владеет системой фундаментальных знаний в области теории и истории природного и культурного наследия, а также систему представлений о роли наследия в социально значимых процессах; - владеет междисциплинарными методологическими подходами, интегрирующими достижения социальных, гуманитарных и прикладных наук, рассматривая различные виды наследия; навыками анализа социальных и культурных процессов; - владеет аналитическим мышлением в проектной деятельности; навыками оценки уже созданных авторских проектов, ориентированных на изучение, сохранение и популяризацию наследия региона и включения его в современную культуру; - владеет методологическими принципами современных междисциплинарных подходов при оценке уникальности и ценности природного и культурного наследия России и Сибири; - владеет новейшими методиками и навыками разработки новых авторских проектов, ориентированных на изучение, сохранение и популяризацию наследия региона и включения его в современную культуру; - владеет представлениями о состоянии нормативной базы охранного дела в России; навыками оценки современной культурной политики и нормативно-законодательной базы в сфере охраны наследия; - владеет практическими механизмами реализации направлений государственной политики, связанной с проблемами наследия; - владеет осознанием актуальности проблемы охраны памятников наследия, а также готовностью к внесению собственного вклада в реализацию направлений государственной культурной политики. |
Содержание дисциплины | Экология культуры.. История охраны памятников в России.. Природное и культурное наследие Сибири.. Концепции культурного наследия.. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Microsoft Office
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен. |