Аннотация рабочей программы дисциплины
«Русская лексикография»

Цель изучения дисциплины Цель дисциплины - изучение системы словарей русского языка, их типологии и задач, которые они решают.
Место дисциплины в учебном плане Б1.В
Формируемые компетенции ОПК-13, ОПК-14, ПК-18
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
систему основных понятий лексикографии, иметь представление об истории, современном состоянии лексикографии;
знать виды и типы существующих словарей
Уметь:
применять полученные знания в области лексикографии русского языка в собственной научно-исследовательской и других видах деятельности;
находить и анализировать необходимые для учебы и научной деятельности лексикографические источники
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
основными методами и приемами исследовательской и практической работы в области лексикографии русского языка
Содержание дисциплины Истоки и традиции русской лексикографии. Текстовая лексикография XI – XV вв. Глоссы и глоссарии. Деятели XVI – XVII вв., оказавшие существенное влияние на формирование азбуковников (алфавитов) и развитие словарного дела в России.. Современная русская лексикография (вторая половина ХХ – начало ХХI вв.): - общие вопросы лексикографической теории и практики; - проблема систематизации словарей русского языка.. - словари диалектов; - словари жаргонов (арго); - словари фразеологизмов и устойчивых выражений. Лингвистические синхронные словари: - толковые словари; - словари новых слов и словари языковых изменений. - словари устаревших и редких слов; - словари иностранных (иноязычных) слов; - ономастические словари; - словари сокращений. - стилистические словари; - словари языка писателей; - ортологические словари (орфографические, орфоэпические словари, словари правильности речи). - словообразовательные и морфемные словари; - грамматические словари. - ассоциативные словари; - словари омонимов; - словари паронимов; - словари синонимов; - словари антонимов. Лингвистические диахронические словари: - исторические словари; - этимологические словари: общие словари; региональные словари. Энциклопедические словари: - общие энциклопедии; - лингвистические энциклопедии; - словари лингвистических терминов; - культурологические словари.. Микроструктура и макроструктура словаря. Словарная статья как основная структурная единица словаря. Заголовочная единица; дефиниция; способы семантизации языковых единиц в словарях разных типов; словарная помета; разновидности словарных помет; иллюстративный материал словарей; справочный аппарат словарной статьи. Левая и правая части словаря..
Виды учебной работы Лабораторные, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
ПО: Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
не предусмотрено
Форма промежуточной аттестации Экзамен, зачет.