Аннотация рабочей программы дисциплины
«Русский язык (письмо)»

Цель изучения дисциплины Основная цель курса – формирование у студента целостного системного представления о функционировании русского языка в его различных стилевых разновидностях, в коммуникативном, прагматическом и когнитивном аспектах; овладение нормами правильной письменной речи (прежде всего языка научного стиля); развитие «языкового чутья» и формирование навыков стилистической правки текста.

Место дисциплины в учебном плане Б1.Б
Формируемые компетенции ОК-3
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
рассматривать современный русский язык в его функционально-стилевых разновидностях, выявлять стилевые нормы и особенности производства текстов различной жанровой характеристики (в первую очередь, текстов научного, а также официально-делового стилей)
Уметь:
использовать функциональные возможности лексических, грамматических единиц и отдельных морфологических форм в рамках контекста и целого текста
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
владеть способностью использовать теоретические знания, полученные на занятиях, при написании своей выпускной квалификационной работы бакалавра (в будущем, возможно, магистерской диссертации), а также в дальнейшей профессиональной деятельности (переводчик, преподаватель)
Содержание дисциплины Система стилей современного русского литературного языка. Вопрос об иерархии стилей. Взаимодействие функциональных стилей. Понятие о стилевой норме. . Научный стиль как функциональная разновидность русского литературного языка, обслуживающая область науки, техники, производства. Основная функция научного стиля. Разновидности научного стиля и его жанры. Особенности стиля научного изложения: точность и объективность передачи информации, логическая последовательность и обобщенность изложения, однозначность, сжатость выражения при сохранении насыщенности содержания и т.д.. Жанры научного стиля: статья и тезисы. . Официально-деловой стиль русского языка. Виды документации. Особенности морфологии и синтаксиса деловой документации. Культура русского письма. Причастный оборот: построение причастного оборота. Причастный оборот в предложении. Деепричастный оборот: построение деепричастного оборота, лексическое значение конструкции. . Использование повелительного наклонения в предложении. Повеление. Побуждение к действию. Требование. . Употребление сослагательного наклонения. Требование, просьба, совет, приглашение, жела-тельность, опасение.. Выражение времени в простом предложении. Выражение времени в сложном предложении: действия совпадают по времени, идут вместе; действия следуют, идут одно за другим (союз КОГДА). Конструкции с союзами ДО ТОГО КАК, В ТО ВРЕМЯ КАК, ПОСЛЕ ТОГО КАК, С ТЕХ ПОР КАК, ДО ТЕХ ПОР, ПЕРЕД ТЕМ КАК, ПРЕЖДЕ ЧЕМ.. Категория модальности и способы ее выражения языковыми средствами: модальность необходимости и долженствования (я должен + инфинитив, мне нужно + инфинитив); модальность возможности и невозможности (может + инфинитив); желательная модальность (я хочу + ин-финитив, мне хотелось бы + инфинитив).
Виды учебной работы Лабораторные, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
не предусмотрено
не предусмотрено
Форма промежуточной аттестации Экзамен, зачет.