Цель изучения дисциплины | Целями освоения учебной дисциплины «Междисциплинарные подходы в современной истории и теории искусства» являются: – формирование комплексного представления студента о механизмах функционирования художественного произведения; – расширение и углубление исторических курсов искусствоведческой специальности; – изучение основной проблематики современной истории и теории искусства в контексте философских, эстетических подходов. Для достижения цели ставятся задачи: Освоить комплекс знаний, умений, навыков, необходимых для профессиональной деятельности в области искусствоведения; Изучить необходимые определения, термины, дефиниции; Исследовать принципы, теории, концепции, тенденции развития истории и теории искусства в контексте культурно-исторических эпох; Сформировать умения ведения дискуссии, аргументирования выработанных точек зрения по изучаемым проблемам; Выработать навыки самостоятельной работы по проблемам истории и теории искусства; |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В |
Формируемые компетенции | ПК-2 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
Способы, методы и средства поиска новых идей и подходов к изучаемым проблемам. Иметь представление о технологиях ведения дискуссий, семинаров, круглых столов. Русский язык в объёме, необходимом и достаточном для профессионального общения, написания научных статей, научных исследований, методической литературы. Обладать широким словарным запасом, достаточным для аналитической работы, проведения экскурсий, публичных лекций. Иностранный язык в объёме, необходимом и достаточном для чтения профессиональной литературы. Объём информации, достаточный для свободной ориентации в гуманитарных науках (история, литература, музыкальное и театральное искусство), социальных науках (социология, культура и искусство различных социальных, ментальных социумов), экономических науках. Ведущие отечественные и зарубежные теории, течения, тенденции в теории искусства и смежных направлениях. Современные научные стратегии и методологические принципы философов, культурологов, социологов и искусствоведов. Уметь:
Самостоятельно систематизировать изучаемый материал, и на этой основе выявлять перспективные направления дальнейшего развития проблематики. Находить наиболее существенные признаки изучаемого явления и осуществлять поиск расширения границ исследуемого материала. Вести дискуссию с привлечением разнообразной искусствоведческой, философской, социологической терминологии. Осуществлять экспертные работы в области архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Выделять общее, единичное, особенное в теориях, концепциях авторов искусствоведческого направления. Самостоятельно исследовать произведение искусства с точки зрения принадлежности к тому или иному направлению. Аргументировать свою научную позицию на основе глубокого знания теории искусства. Подготовить и провести с максимальной результативностью научный семинар, конференцию. Выявить наиболее существенное в профессиональном общении коллег и применить это в научной практике. Подготовить и отредактировать научную работу уровня тезисов, статьи, курсовой, дипломной, магистерской работы. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
Навыками обобщения, систематизации полученных знаний на уровне научного исследования. Работы с научной литературой по заданной проблеме и обобщения выводов с приращением знаний, умений. Навыками делового общения с коллегами. Навыками ораторской речи, ведения дискуссии с привлечением аргументации, лексики, содержания из смежных наук. Cпособностью ориентироваться в содержании общения на международных конференциях и иных форумах, проводимых на иностранном языке. Навыками искусствоведческой экспертизы, оформлением соответствующей документации. Навыками составления аналитических работ с привлечением соответствующих знаний, умений. Навыками анализа и обобщения ведущих теоретических разработок отечественных и зарубежных учёных. Методологией научного исследования в части аксиологии, культурно-исторической теории, системного подхода, семиотического подхода, культурологического подхода и иных методологических теорий, идей. |
Содержание дисциплины | ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ И ЕГО СПЕЦИФИКА. Содержательные компоненты художественного произведения. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Microsoft Office
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен. |