Аннотация рабочей программы дисциплины
«Музей как хранитель культурного наследия. Мемориальные музеи»

Цель изучения дисциплины Целью освоения учебной дисциплины Музей как хранитель культурного наследия. Мемориальные музеи является формирование исторической памяти, восприятие и понимание культурного наследия как базовой ценности
- дать общие понятия: «музей», «наследие», «мемориальный музей»;
- показать специфику мемориальных музеев, комплексов, усадеб;
- определить классификацию мемориальных музеев;
- познакомить студентов с мемориальными музеями региона.
Место дисциплины в учебном плане Б1.В.ДВ.01
Формируемые компетенции ПК-1, ПК-5
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
историю развития мемориальных музеев;
- тексты, в которых представлены различные теоретико-методологические подходы и концепции историко-культурного наследия;
- специфику провинциального историко-культурного наследия;
- основные направления формирования мемориального пространства;
Общие понятия дисциплины; основные закономерности профессиональной музейной деятельности; основные периоды исторического развития музейного дела России, место и роль российских музеев во всемирно- историческом процессе; основные факты музееведения, события, имена основных деятелей по сохранению историко-культурного наследия;
Основные закономерности возникновения, развития и функционирования государственной музейной политики;
Природу и сущность музея, Сущность и содержание основных музейных понятий; Социальные функции музеев; Труды наиболее крупных ученых в области музееедения, музеологии, музейного дела
Исторические этапы становления и развития коллективной и национальной памяти, значение сохранения и передачи традиций культурного наследия; функции, назначение мемориальных музеев их место в музейном строительстве; основные формы культурно-образовательной музейной деятельности; местоположение мемориальных музеев региона терминологический аппарат, выработанный мировым музееведческим сообществом; историю становления музейного проектирования в России, социальные функции мемориальные музеев и современные подходы к их осуществлению; международную практику использования культурного наследия.
Уметь:
- строить мемориальную экспозицию в вузовской галерее;
- разрабатывать концепцию выставки, экспозиции;
- составлять каталог региональных мемориальных музеев
- характеризовать основные закономерности профессиональной музейной деятельности;
- выделять основные периоды исторического развития музейного дела России;
- сопоставлять музейные факты, события, даты
- определять музейную специфику России
-выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающихся ценностного отношения к прошлом
- применять информацию о достижениях наиболее крупных ученых в области музееведения, музеологии, музейного дела;
- анализировать актуальные проблемы музейной государственной политики;
- участвовать в музейной деятельности и реализовывать инновационные музейные технологии;
- применять музейные идеи и функции в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности,
- эффективно работать с литературой по профилю
- применять научные исследования и материалы для определения перспективного и стратегического развития мемориальных музеев;
- выявлять наиболее выдающихся представителей в сфере культуры и искусства для перспективного развития мемориального пространства; ставить и решать задачи, связанных с реализацией искусствоведческих функций ализировать и осмысливать основные проблемы сохранения и использование историко-культурного наследия с учетом имеющихся музейных и источниковых данных; моделировать музейное мемориальное пространство, в том числе с использованием выставочных технологий; выражать профессиональную позицию по вопросам, касающихся влияния государственной политики на развитие мемориальных музеев; вести библиографическую работу с использованием современных информационных технологий.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- специальными терминами и понятиями для осуществления изыскательной и просветительской деятельности;
- моделированием мемориального выставочного пространства
- навыками самостоятельного анализа проблем музейного дела и охраны природного и культурного наследия
- навыками организации и руководства индивидуальной научно-исследовательской работы студентов и работой научно-производственного коллектива.
- навыками правильного воспроизведения музейных терминов и понятий, фактов, событий, дат
- навыками анализа источников и литературы музейного характера
- навыками сравнительного анализа фактов и явлений общественной жизни на основе музейного материала
- общей музейной культурой,
- основным понятийным аппаратом музееведения,
- навыками аргументированного изложения собственной точки зрения; способами ведения дискуссии об исторических этапах и особенностях мемориального строительства в России; концептуальными подходами для разработки профильных музеев.
- навыками разработки и реализации научно-практических программ сохранения историко-культурного наследия; музейными технологиями для актуализации художественного наследия.
Содержание дисциплины Музей-хранитель историко-культурного наследия. Феномен музея . Формы и методы популяризации культурного наследия. Мемориальный музей в отечественной культуре. Проектирование в мемориальных музеях России.
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
Форма промежуточной аттестации Зачет.