Аннотация рабочей программы дисциплины
«Русский язык (практический курс)»

Цель изучения дисциплины Целью дисциплины является овладение устной разговорной русской речью (практическое овладение русским языком в различных сферах общения: обиходно-бытовая, официально-деловая, социально-культурная и учебно-профессиональная - учебно-научная и учебно-педагогическая) и накопление теоретических знаний о системе русского языка (освоение законов, правил и норм современного русского языка, что необходимо для будущей профессиональной деятельности учащихся).
Для достижения поставленных целей необходимо, во-первых, отработка навыков устного общения (восприятие русской речи на слух и активное участие в диалоге на различные темы), а также формирование у студентов грамотной «письменной» речи (написание сочинений, изложений, диктантов). Кроме того, необходимо усвоение и закрепление теоретических знаний о системе языка: законов, правил и норм грамматики, морфологии и синтаксиса.

Место дисциплины в учебном плане Б1.Б
Формируемые компетенции ОПК-17, ОПК-18, ОПК-2, ОПК-6
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
Знать:
- грамматические категории русского языка;
- определенные синтаксические конструкции русского языка;
- средства и способы выражения значения времени, модальности и реальности-ирреальности в русском языке.
Уметь:
умение применять теоретические знания о системе русского языка на практике;
создание и восприятие/перевод связного текста – дискурса
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
Владеть: теоретическими знаниями о системе языка; грамотной письменной и устной речью; способностью грамматического и синтаксического анализа учебного текста.
Содержание дисциплины Первый семестр. Второй семестр. Третий семестр. Четвертый семестр. Повторение: предлоги.Основные принципы "предложного" управления в синтаксисе русского языка. Имя существительное. Глагол + предлог + падеж.. Местоимение и прилагательное. Склонение, словообразование и употребление в речи.. Числительное в русском языке.. Глагол в русском языке: вид и время глагола.. Глагол: активный - пассивный залог. Категория наклонения. Семантика и формы.. Причастие как особая форма глагола. Семантика и форма. Вид и время глагола как определяющие характеристики при образовании формы причастия.. Деепричастие как особая форма глагола.Причастный и деепричастный оборот в предложении: возможные ошибки в речи.. Повторение и обобщение изученного материала. Основы русского синтаксиса. Простое и сложное предложение. Предлоги и союзы.. Глагол. Повторение и обобщение:категория залога. Активный, пассивный залог. Семантическое наполнение категории залога. Выражение субъекта.. Категория модальности и ее выражение через наклонение. Средства и способы выражения модальности.. Наречия: семантическая классификация и специфика употребления в речи.. Роль интонации в русской устной речи. Интонационные конструкции - повторение. Интонация и пунктуация.. Частицы в русском языке: роль в предложении. Выражение коммуникативных намерений говорящего: средства и способы выражения согласия, определенности-неопределенности, отрицания и пр.. Словообразование: глагольные приставки и их многозначность.. Словообразование: существительные и прилагательные. Трудные случаи словоупотребления: синонимы и антонимы в речи. Возможности взаимозамены.. Осложненное предложение: причастный и деепричастный обороты, сравнительный оборот.. Сложноподчиненное предложение: выражение времени при помощи союзов. Сложносочиненные предложения. Сочинительные союзы И, А, НО, ТО ЕСТЬ, ДА. Семантика конструкций с этими союзами. Бессоюзные сложные предложения. Употребление в речи.. Выражение уступительных отношений: вопреки + Д.п., несмотря на + В.п. В сложном предложении: хотя, несмотря на то, что, пусть, хоть, хотя… но.. Изъяснительные отношения в сложном предложении: союзы ЧТО и ЧТОБЫ. Семантические различия.. Повторение и обобщение изученного материала. Повторение: синтаксис сложносочиненного и сложноподчиненного предложения. Многозначные слова и явление парнонимии в речи.. Повторение: вид и время глагола. Периферийные способы выражения прошедшего и будущего времени в русском языке.. Фразеология как раздел лексикологии. Фразеологические единицы языка. Императив глагола. Повелительное наклонение – повторение. Совместное действие, императив к 3-му лицу. Разговорные формы: пошли, побежали… Инфи-нитив + НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИ-МО, ДОЛЖЕН, ЛУЧШЕ, СТОИТ, СЛЕДУЕТ…. Однонаправленное/разнонаправленное движение. Повторение.. Выражение оценки, характеристики. Синтаксические (фразеологические) конструкции Ох уж эти…! Что за …! Вот это ….! Вот так …! и др. Семантические различия, выраженные в интонации.. Синтаксис: повторение и обобщение. Значение цели: простые предложения (предлоги при, без) и сложные предложения (союзы если, при условии, что, в случае того, что…). Семантические различия в употреблении. Синтаксис: повторение и обобщение. Выражение ирреального условия в сложноподчиненном предложении: союзы если бы, когда бы.. Повторение и обобщение. Частицы: основная функция частиц – выражение субъективного отношения к сообщаемому. Употребление в речи. . Повторение, обобщение и классификация изученного материала. Трудные вопросы русской грамматики. Краткое прилагательное: образование форм, роль в предложении (синтаксическая функция) и семантическая нагрузка (постоянный – непостоянный признак предмета).. Краткое причастие. Краткое страдательное причастие. Управление: побежден, вынужден, принят, награжден и др.+ сущ.). Стилистические ошибки в тексте. Задания на исправление ошибок. Правильное употребление деепричастного оборота в тексте (повторение).. Безличные предложения с глаголами. Безличные предложения с отрицательными формами местоимения и наречия. Семантика конструкций. Употребление в речи.. Синтаксические средства: Выражение согласия – несогласия, возражения – утверждения, отрицания.. Повторение и систематизация пройденного материала: вид глагола. Употребление совершенного – несовершенного ви-да в речи/в тексте. Вид глагола в сложноподчиненном предложении со значением времени. Выражение отрицания в речи: грамматические и синтаксические способы выражения. Частица НЕ. Экспрессивные средства выражения отрицания в разговорной речи. Использование отрицательных местоимений и наречий. . Стилистические ошибки в тексте. Задания на исправление ошибок. Причастный оборот. Случаи неправильного употребления причастного оборота: с союзом и, с союзом который, несогласованное употребление причастного оборота, обязательное согласование его по форме с определяемым словом, порядок слов (неразрывность причастного оборота) и пр. . Повторение, обобщение и классификация изученного материала. Трудные вопросы русской грамматики.
Виды учебной работы Лабораторные, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
не предусмотрено
не предусмотрено
Форма промежуточной аттестации Экзамен, зачет.