Аннотация рабочей программы дисциплины
«Психология экстремальных ситуаций»

Цель изучения дисциплины подготовка специалистов к профессиональной деятельности в области клинической психологии, формирование у студентов соответствующих общекультурных ипрофессиональных компетенций, обеспечивающих готовность выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности, формирование у студентов знаний о важнейших законах, закономерностях и принципах создания, функционирования и развития психических процессов и личности,
ознакомление студентов с основными отраслями научной психологии в области экстремальных ситуаций и состояний, видами и сферами работы психологов-практиков вэкстремальных и чрезвычайных ситуациях, формирование образа психолога-профессионала, работающего с кризисными состояниями (когнитивная и ценностно-смысловая составляющая), содействие развитию мотивации к освоению профессии «клинический психолог», раскрытие основных проблем, связанных с оценкой, предвидением и оптимизацией психических состояний и поведения человека в трудной и экстремальной ситуации.
Место дисциплины в учебном плане Б1.В.ДВ.01.02
Формируемые компетенции ОК-9, ПК-7
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
основы общетеоретических учебных курсов в объеме, необходимом длярешения научно-исследовательских, научно-методических и организационно-управленческих задач, поставленных
данной дисциплиной;
основные направления и перспективы развития междисциплинарных знанийв области методологии и методов психологической помощи в кризисных ичрезвычайных ситуациях;
психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в областях работы в экстремальных и кризисных ситуациях
Уметь:
-прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования различных составляющих психики в норме и при психических отклонениях при воздействии экстремальных факторов;
-профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека в целях профилактики кризисных и экстремальных состояний;
- применять знания в практике межличностного взаимодействия и эффективного общения с другими людьми в контексте психологической помощи в кризисных и чрезвычайных ситуациях
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
-основными приёмами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп в различных стрессовых состояниях;
-навыками оказания психологической поддержки, терапии и коррекции лицам с посттравматическим стрессовым расстройством, лицам, побывавшим в экстремальной или кризисной ситуации;
-технологиями оказания психологической помощи и самопомощи в кризисных ситуациях;
-методами психологического сопровождения личности взрослых и детей в кризисном состоянии, техниками работы с группами в кризисных и чрезвычайных ситуациях;
-навыками взаимодействия со специалистами помогающих профессий, участвующими в оказании помощи пострадавшим в кризисных и чрезвычайных ситуациях
Содержание дисциплины Антивитальное поведение (суицидальное, парасуицидальное, самоповреждающее): психологические механизмы формирования.. Психотерапия, профилактика суицидального и самоповреждающего поведения.
Виды учебной работы Лекции, лабораторные, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
Форма промежуточной аттестации Экзамен.