Цель изучения дисциплины | Цель курса – исследование и освоение студентами интеллектуального "инструментария" и, в связи с этим, формирование и повышение уровня культуры мышления и речи студентов, приобретение ими теоретических знаний и выработка практических навыков убеждения аудитории и оппонентов. Задачи курса: - дать студентам теоретические знания об основных формах мышления и развития познания, форме и системе знания, семантических категориях языка, а также о законах и правилах логики; - помочь студентам в овладении практическими навыками правильного оперирования указанными формами и категориями, а также применения логических законов и правил; - указать на специфику и значение логических и внелогических (психологических, эмоциональных, риторических, эстетических и нравственных) аспектов аргументации; - определить основные виды и способы обоснования и критики убеждений; - выявить и продемонстрировать зависимость способов аргументации от специфики аудитории и контекста, а также указать на своеобразие аргументации в различных областях деятельности; - дать знания студентам о стратегии и тактике аргументации; - привить студентам навыки применения знаний, полученных в рамках курса, на практике – в беседе, споре, выступлении, как в учебном процессе и научной деятельности, так и в повседневной жизни. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В |
Формируемые компетенции | ОПК-3 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
- основные виды и способы обоснования и критики убеждений; - законы и правила логики; - общелогические методы (сравнение, анализ, абстрагирование, синтез и обобщение) научного познания и основные виды умозаключений (дедукция, индукция и аналогия); - основные проблемы и разработки современной классической и неклассической логики; - основы и принципы критической рефлексии; - основные приемы и методы аргументации; - основные принципы и требования стратегии, а также основные варианты и конкретные приемы тактики аргументации; - основные формы мышления и развития знания; - семантические категории языка; - риторические методы и приемы аргументации; - риторические уловки в аргументации. - основные принципы логического анализа концепций и литературы; - формы знания, соотношение знания и незнания, знания и заблуждения, знания и веры; - специфику анализа концепций и литературы. Уметь:
- применять логические законы и правила в процессе мышления и коммуникации; - применять общелогические методы научного познания и основные виды умозаключений для интеллектуального развития и повышения культурного уровня; - применять знания, полученные в рамках курса, на практике – в беседе, споре, выступлении; - учитывать своеобразие аргументации в различных областях деятельности; - учитывать специфику способов аргументации в зависимости от характера аудитории и контекста; - применять основные требования стратегии, а также основные варианты и конкретные приемы тактики аргументации; - правильно оперировать указанными формами и категориями в процессе мышления и коммуникации; - обобщать и систематизировать информацию; - логически правильно, аргументировано и ясно строить свою речь в процессе делового общения; - применять риторические методы и приемы убеждения собеседника и аудитории; - выявлять риторические уловки в аргументации оппонента; -различать допустимые и недопустимые риторические уловки в аргументации оппонента; - противостоять и препятствовать недопустимым риторическим уловкам в процессе аргументации; - применять на практике общелогические методы исследования; - анализировать и подвергать критике концепции авторов научных текстов; - анализировать конкретные социальные, исторические и политические явления с мировоззренческих позиций; - выявлять смысловые конструкции при работе с научными текстами. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- навыками аргументации; - навыками применения знаний, полученных в рамках курса, на практике – в беседе, споре, выступлении, как в учебном процессе и научной деятельности, так и в повседневной жизни; - риторическими методами и приемами убеждения собеседника и аудитории; - допустимым уловкам в процессе аргументации; - навыками философской аргументации при рассмотрении социально-философских проблем; - навыками ведения диалога; - навыками логического анализа научных и философских концепций; - навыками критического логического анализа получаемой информации; - навыками анализа научных концепций. |
Содержание дисциплины | Предмет и значение логики, мышление и язык, логический анализ естественного языка. Аргументация и доказательство; критика и опровержение; логические требования к аргументации. Обоснование утверждений в беседе, полемике, учебном процессе. Стратегия и тактика аргументации и критики; психологические, риторические и нравственные аспекты аргументации . |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader Сайт «Философия без границ». Режим доступа: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии». Режим доступа: http://vphil.ru/ Библиотека по философии. Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/ Институт философии РАН: философия в России Режим доступа: www.philosophy.ru LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ Режим доступа: http://www.library.ru/ Электронная библиотека Максима Мошкова Режим доступа: www.lib.ru Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ Научная электронная библиотека: http://www.elibrary.ru Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru; Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/ |
Форма промежуточной аттестации | Зачет. |