Аннотация рабочей программы дисциплины
«Логика. Теория аргументации»

Цель изучения дисциплины Цель курса – исследование и освоение студентами интеллектуального "инструментария" и, в связи с этим, формирование и повышение уровня культуры мышления и речи студентов, приобретение ими теоретических знаний и выработка практических навыков убеждения аудитории и оппонентов.
Задачи курса:
- дать студентам теоретические знания об основных формах мышления и развития познания, форме и системе знания, семантических категориях языка, а также о законах и правилах логики;
- помочь студентам в овладении практическими навыками правильного оперирования указанными формами и категориями, а также применения логических законов и правил;
- указать на специфику и значение логических и внелогических (психологических, эмоциональных, риторических, эстетических и нравственных) аспектов аргументации;
- определить основные виды и способы обоснования и критики убеждений;
- выявить и продемонстрировать зависимость способов аргументации от специфики аудитории и контекста, а также указать на своеобразие аргументации в различных областях деятельности;
- дать знания студентам о стратегии и тактике аргументации;
- привить студентам навыки применения знаний, полученных в рамках курса, на практике – в беседе, споре, выступлении, как в учебном процессе и научной деятельности, так и в повседневной жизни.
Место дисциплины в учебном плане Б1.В
Формируемые компетенции ОПК-3, ПК-2
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
- основные виды и способы обоснования и критики убеждений;
- законы и правила логики;
- общелогические методы (сравнение, анализ, абстрагирование, синтез и обобщение) научного познания и основные виды умозаключений (дедукция, индукция и аналогия);
- основные проблемы и разработки современной классической и неклассической логики;
- основы и принципы критической рефлексии;
- основные приемы и методы аргументации;
- основные принципы и требования стратегии, а также основные варианты и конкретные приемы тактики аргументации;
- основные формы мышления и развития знания;
- семантические категории языка;
- риторические методы и приемы аргументации;
- риторические уловки в аргументации.
- основные принципы логического анализа концепций и литературы;
- формы знания, соотношение знания и незнания, знания и заблуждения, знания и веры;
- специфику анализа концепций и литературы.
Уметь:
- применять логические законы и правила в процессе мышления и коммуникации;
- применять общелогические методы научного познания и основные виды умозаключений для интеллектуального развития и повышения культурного уровня;
- применять знания, полученные в рамках курса, на практике – в беседе, споре, выступлении;
- учитывать своеобразие аргументации в различных областях деятельности;
- учитывать специфику способов аргументации в зависимости от характера аудитории и контекста;
- применять основные требования стратегии, а также основные варианты и конкретные приемы тактики аргументации;
- правильно оперировать указанными формами и категориями в процессе мышления и коммуникации;
- обобщать и систематизировать информацию;
- логически правильно, аргументировано и ясно строить свою речь в процессе делового общения;
- применять риторические методы и приемы убеждения собеседника и аудитории;
- выявлять риторические уловки в аргументации оппонента;
-различать допустимые и недопустимые риторические уловки в аргументации оппонента;
- противостоять и препятствовать недопустимым риторическим уловкам в процессе аргументации;
- применять на практике общелогические методы исследования;
- анализировать и подвергать критике концепции авторов научных текстов;
- анализировать конкретные социальные, исторические и политические явления с мировоззренческих позиций;
- выявлять смысловые конструкции при работе с научными текстами.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- навыками аргументации;
- навыками применения знаний, полученных в рамках курса, на практике – в беседе, споре, выступлении, как в учебном процессе и научной деятельности, так и в повседневной жизни;
- риторическими методами и приемами убеждения собеседника и аудитории;
- допустимым уловкам в процессе аргументации;
- навыками философской аргументации при рассмотрении социально-философских проблем;
- навыками ведения диалога;
- навыками логического анализа научных и философских концепций;
- навыками критического логического анализа получаемой информации;
- навыками анализа научных концепций.
Содержание дисциплины Предмет и значение логики, мышление и язык, логический анализ естественного языка. Аргументация и доказательство; критика и опровержение; логические требования к аргументации. Обоснование утверждений в беседе, полемике, учебном процессе. Стратегия и тактика аргументации и критики; психологические, риторические и нравственные аспекты аргументации .
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Сайт «Философия без границ». Режим доступа: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии». Режим доступа: http://vphil.ru/
Библиотека по философии. Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России Режим доступа: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ Режим доступа: http://www.library.ru/
Электронная библиотека Максима Мошкова Режим доступа: www.lib.ru
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Научная электронная библиотека: http://www.elibrary.ru
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/

Форма промежуточной аттестации Зачет.