Цель изучения дисциплины | Цель курса заключается в содействии формирования и развития психолого-педагогической компетентности студентов на основе знания и понимания ключевых закономерностей и механизмов образовательного процесса. Задачи курса: - интегрировать и систематизировать базовые знания студентов по психологическим аспектам педагогической деятельности; - сопровождать формирование и развитие психолого-педагогической компетентности студентов, опыта творческого использования знаний по педагогической психологии в практике образовательного процесса; - познакомить студентов с современным состоянием научно-психологического обеспечения обучения и воспитания при организации учебно-воспитательного процесса и возможностями управления интеллектуальным и личностным развитием обучающихся; - обеспечить овладение студентами профессионально-значимыми умениями и навыками психолого-педагогического конструирования и анализа различного типа учебно-воспитательных ситуаций, а также прогнозирования их эффективности при организации образовательного процесса и профессионально-педагогической деятельности; - содействовать ценностному личностному самоопределению студентов по отношению к психолого-педагогическому знанию, осознанию и применению личностно-ориентированных и развивающих основ педагогической деятельности. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.Б |
Формируемые компетенции | ОПК-1 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
- ключевые методологические, методические и технологические основы изучения психолого-педагогических явлений в образовательном процессе; - о роли значении данного курса для психолого-педагогической теории и практики; - о ключевых методологических, методических и технологических основах изучения психолого-педагогических явлений в образовательном процессе; - о понятийно-категориальном аппарате, принципах и основных проблемах педагогической психологии; - об основных принципах и закономерностях взаимосвязи процессов обучения и развития психики человека; - о психолого-педагогических концепциях и моделях обучения; - о психологических основах личности и деятельности педагога; - об основах педагогического общения и взаимодействия; - о психологических механизмах и закономерностях воспитания личности. Уметь:
- использовать понятийно-категориальный аппарат и тезаурус педагогической психологии; - применять психологические знания для достижения вершин профессионализма в своей практической деятельности; - выявлять связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия; - определять особенности организации и управления учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность; - выделять факты, механизмы, закономерности традиционного, личностно-ориентированного и развивающего обучения; - конструировать и анализировать различного типа учебно-воспитательные ситуации, а также прогнозировать их эффективность при организации образовательного процесса и профессионально-педагогической деятельности; - определять уровни сформированности компонентов учебной деятельности обучающегося; - применять основные способы и приемы управления внутренней и внешней активностью субъектов образовательного процесса; - определять методы и модели воспитания на основе полученных знаний. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- работы с учебной и научной психолого-педагогической литературой; - разработки программы психодиагностического обследования умственного развития учащегося в процессе обучения; - диагностики, оценки и описания уровней сформированности компонентов учебной деятельности обучающегося; - критического анализа моделей обучения с точки зрения психологической безопасности, грамотности и эффективности; - учета психологических факторов и социально-психологических явлений в процессе взаимодействия с субъектами образовательного процесса; - анализа и решения психолого-педагогических проблемных ситуаций в образовательном процессе; - психологического анализа урока (занятия). |
Содержание дисциплины | Раздел 1. Методологические основы педагогической психологии. Психологические аспекты обучения. Психологические особенности личности и деятельности педагога. Психологические основы воспитания. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
1.Windows 7 Professional;
2.Office 2010 Professional 3.7-Zip 4.AcrobatReader Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 2.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен. |