Аннотация рабочей программы дисциплины
«Иностранный язык в сфере научных коммуникаций»

Цель изучения дисциплины Основной целью обучения иностранному языку и изучения его аспирантами (соискателями) является совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции, необходимой для осуществления научной и профессиональной деятельности, позволяющей им использовать иностранный язык в научной работе:
- свободно читать оригинальную литературу на иностранном языке в соответствующей отрасли знаний;
- оформлять извлеченную из иностранных источников информацию в виде перевода или резюме;
- делать сообщения и доклады на иностранном языке на темы, связанные с научной работой аспиранта (соискателя);
- вести беседу по специальности.
Достижение цели обучения обусловлено реализацией следующих задач:
• поддержание ранее приобретённых навыков и умений иноязычного общения и их использование как базы для развития коммуникативной компетенции в сфере научной и профессиональной деятельности;
• расширение словарного запаса, необходимого для осуществления аспирантами (соискателями) научной и профессиональной деятельности в соответствии с их специализацией и направлениями научной деятельности с использованием иностранного языка;
• развитие профессионально значимых умений и опыта иноязычного общения во всех видах речевой деятельности (чтение, говорение, аудирование, письмо) в условиях научного и профессионального общения;
• развитие у аспирантов (соискателей) умений и опыта осуществления самостоятельной работы по повышению уровня владения иностранным языком, а также осуществления научной и профессиональной деятельности с использованием изучаемого языка;
• реализация приобретённых речевых умений в процессе поиска, отбора и использования материала на иностранном языке для написания научной работы (научной статьи, диссертации) и устного представления исследования.
Место дисциплины в учебном плане Б1.Б
Формируемые компетенции УК-3, УК-4
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
• функциональные особенности устных и письменных профессионально-ориентированных текстов;
• межкультурные особенности ведения профессиональной и научной деятельности;
• правила коммуникативного поведения в ситуациях межкультурного делового общения;
• требования к оформлению деловой корреспонденции, принятые в международной практике.
• основные фонетические, лексические и грамматические явления изучаемого иностранного языка, позволяющие использовать его как средство личностной коммуникации;
• наиболее употребительную лексику общего языка.
Уметь:
• осуществлять устную коммуникацию в монологической и диалогической форме профессиональной и научной направленности (доклад, сообщение, презентация, дебаты, круглый стол, т.п.);
• писать научные статьи, тезисы, рефераты;
• оформлять извлеченную из иностранных источников информацию в виде перевода, реферата, аннотации;
• извлекать информацию из текстов, прослушиваемых в ситуациях межкультурного профессионального и научного общения (доклад, лекция, дискуссия, интервью, дебаты, круглый стол, и т.д.);
• использовать этикетные формы научно - профессионального общения;
• четко и ясно излагать свою точку зрения по научной проблеме на иностранном языке;
• производить различные логические операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, аргументирование, обобщение и вывод, комментирование);
• понимать и оценивать чужую точку зрения, стремиться к сотрудничеству, достижению согласия, выработке общей позиции в условиях межкультурной коммуникации; понимать и использовать языковой материал в устных и письменных видах речевой деятельности на иностранном языке;
осуществлять устную коммуникацию в монологической и диалогической форме профессиональной и научной направленности (доклад, сообщение, презентация, дебаты, круглый стол, т.п.);
• писать научные статьи, тезисы, рефераты;
• оформлять извлеченную из иностранных источников информацию в виде перевода, реферата, аннотации;
• извлекать информацию из текстов, прослушиваемых в ситуациях межкультурного профессионального и научного общения (доклад, лекция, дискуссия, интервью, дебаты, круглый стол, и т.д.);
• использовать этикетные формы научно - профессионального общения;
• четко и ясно излагать свою точку зрения по научной проблеме на иностранном языке;
• производить различные логические операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, аргументирование, обобщение и вывод, комментирование);
• понимать и оценивать чужую точку зрения, стремиться к сотрудничеству, достижению согласия, выработке общей позиции в условиях межкультурной коммуникации;
осуществлять устную коммуникацию в монологической и диалогической форме профессиональной и научной направленности (доклад, сообщение, презентация, дебаты, круглый стол, т.п.);
• писать научные статьи, тезисы, рефераты;
• оформлять извлеченную из иностранных источников информацию в виде перевода, реферата, аннотации;
• извлекать информацию из текстов, прослушиваемых в ситуациях межкультурного профессионального и научного общения (доклад, лекция, дискуссия, интервью, дебаты, круглый стол, и т.д.);
• использовать этикетные формы научно - профессионального общения;
• четко и ясно излагать свою точку зрения по научной проблеме на иностранном языке;
• производить различные логические операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, аргументирование, обобщение и вывод, комментирование);
• понимать и оценивать чужую точку зрения, стремиться к сотрудничеству, достижению согласия, выработке общей позиции в условиях межкультурной коммуникации;
• использовать на практике приобретенные учебные умения, в том числе определенные приемы умственного труда.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
• обработки большого объема иноязычной информации с целью подготовки к кандидатскому экзамену;
• оформления заявок на гранты и стажировки по программам академической мобильности;
• стратегиями написания работ на иностранном языке для публикации в зарубежных журналах.
• подготовки и презентации широкой общественности заранее подготовленный связный текст (доклад, сообщение, презентация)
• навыками практического анализа логики рассуждений на иностранном языке;
• критического восприятия информации на иностранном языке.
Содержание дисциплины Цели и задачи курса. Требования на кандидатском экзамене. Организационные формы работы.. Известные учёные и научные школы (в соответствии со сферой научных интересов аспиранта) . Научно-исследовательская работа (характеристика области и объекта исследования, цели, задачи, методы исследования и т.д.). Участие в конференциях, симпозиумах по направлению исследовательской деятельности аспиранта.. Обмен научной информацией и научное общение (участие в международных конференциях, международных грантах и программах обмена в области научных исследований и стипендиальных программах и т.д..
Виды учебной работы Практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

Интернет-ресурсы:
1. www.multitran.ru – электронный интернет-словарь Мультитран
2. www.dict.rambler.ru - Рамблер-Словари - сервис перевода и прослушивания произношения слов и фраз
3. www.lingvo.abbyyonline.com - Онлайн-словарь ABBYY Lingvo
4. www.online.multilex.ru - "Мультилекс" - онлайн словари
5. www.macmillanenglish.com/global
6. www.study.ru/test
7. www.lingvo.com
8. www.multitran.com
9. www.dailyesl.com
10. www.esl-lab.com
11. www.cdlponline.org
12. Themen neu: http://w.w.w.themen-neu.ru
13. www.foreign-languages.com - Для изучающих немецкий, испанский, японский, чешский и др. языки.
14. http://www.grammade.ru - GrammaDe.ru – немецкая грамматика и упражнения
15. http://www.languages-study.com - Изучение языков в Интернете
16. http://www.deutsch-uni.com.ru - Немецкий язык онлайн
17. http://www.studygerman.ru - Портал изучения немецкого языка StudyGerman.ru
18. http://languages.report.ru - Языки народов мира



Форма промежуточной аттестации Экзамен, зачет.