Аннотация рабочей программы дисциплины
«Нравственные основания права»

Цель изучения дисциплины Целью изучения курса «нравственные основания права» является формирование профессионального сознания будущего юриста на основе духовно-нравственных традиций России, познание студентами значения, социальной природы, характера взаимодействия нравственности и права.
В круг задач данного специального курса входят:
• Углубленное изучение студентами в рамках общетеоретической юридической науки системы социальных норм в целом и роли норм нравственности и права в правовом регулировании в частности;
• Познание студентами-юристами назначения, функций, принципов действия, форм проявления нравственности в механизме упорядочения общественных отношений;
• Приобретение студентами представлений об основных подходах к определению права, обращение к вопросу о сущности данного социального регулятора;
• Изучение студентами как современных, так и ранее существовавших концепций о взаимодействии нравственности и права;
• Определение роли правоприменительных органов в вопросе соотношения права и нравственности;
• Усвоение студентами-юристами рекомендаций по использованию нравственных принципов в профессиональной юридической деятельности;
• Приобретение студентами знаний о духовной основе права в различных правовых системах;
• Формирование национального самосознания, гражданственности, патриотизма, чувства собственного достоинства будущего юриста-практика;
• Формирование способности осознавать себя как носителя своей национальной и цивилизационной правовой культуры, имеющей корни в традиционной народной нравственности;
• Формирование потребности в практическом освоении национальной правовой культуры, в актуализации духа права на основе диалектического взаимодействия с буквой закона применительно к правотворчеству, толкованию права, правопониманию, правоотношению, реализации права;
• Выявление и развитие задатков, а также формирование у будущего юриста-практика стремления к саморазвитию, реализации своего интеллектуального, творческого, духовного потенциала в правовой сфере жизни общества.
Место дисциплины в учебном плане М2.В
Формируемые компетенции ОК-2, ПК-1, ПК-15, ПК-5
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
ОК-2: цивилизационную ценность и значимость права как важнейшего социального регулятора; гуманистическую ценность права.
ПК-1: понятие предмета и метода правового регулирования; правила юридической техники; принципы профессионального мышления современного юриста, юридическую терминологию; совокупность источников права по предмету правового регулирования; соответствующие научные доктрины по предмету правового регулирования.
ПК-5: комплекс правовых норм в конкретной сфере юридической деятельности, содержащих систему обязательных правовых предписаний, а также механизмов, их обеспечивающих (составы правонарушений, меры ответственности, процессуальная форма, меры процессуального принуждения и т.д.); правовое содержание и отличительные признаки дефиниций: «профилактика правонарушений», «предотвращение противоправного поведения», «пресечение правонарушений и преступлений» в области осуществляемой профессиональной юридической деятельности; виды юридической ответственности и иные правовые формы государственного принуждения в сфере правоохранительной деятельности; систему мер, направленных на противодействие процессам детерминации правонарушений, предотвращения совершения правонарушений и преступлений; систему мер общего, специального, индивидуального предупреждения правонарушений и преступлений на уровне общегосударственного, регионального, местного регулирования общественных отношений; методы предупреждения правонарушений: психологические и педагогические приемы, социально-экономические способы воздействия на индивида и социальную группу, меры правового принуждения и т.д.
ПК-15: основные правовые категории, определяющие содержание и уровень правовой культуры и правосознания общества (правовая идеология, правовая психология, система правовых принципов); основные элементы правового воспитания как целенаправленного организационного процесса; общие и отличительные признаки отдельных форм правового воспитания: правового обучения, правовой пропаганды, юридической практики, самовоспитания.
Уметь:
ОК-2: доказывать ценность права; дискутировать по правовым вопросам, критиковать позицию правового нигилизма.
ПК-1: применять полученные знания, юридическую терминологию, нормы материального и процессуального права в процессе правотворческой деятельности; разрабатывать план подготовки нормативно-правового акта;
анализировать сведения, необходимые для разработки нормативно-правового акта.
ПК-5: прогнозировать тенденции правонарушающего поведения и преступности при оценке текущих событий современной политической жизни страны и в мире; участвовать в организации и проведении криминологических исследований; анализировать состояние противоправной деятельности, преступности, оценивать ее тенденции в зависимости от изменений социально-политической и экономической жизни государства, общества, отдельных городов и населенных пунктов;
ПК-15: определять цели, содержание правового воспитания; определять методы правового воспитания; включать элементы правового воспитания в процесс осуществления собственной юридической деятельности, связанной с юридической практикой, обучением и т.п.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
ОК-2: высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
ПК-1: способностью формулировать обоснованные предложения о средствах совершенствования правового регулирования по конкретному вопросу; способностью составлять план подготовки нормативно-правового акта; навыками работы с правовыми документами; методикой написания и оформления нормативно-правового акта; навыками представления разработанного нормативно-правового акта.
ПК-5: навыками идейно-нравственного воздействия на окружающих с целью формирования у них убеждений и ценностных ориентаций, связанных с правопослушным поведением; навыками оценки криминогенной ситуации на определенной территории или объекте; отдельными навыками прогнозирования показателей противоправной деятельности; навыком определять приоритеты антикриминогенной предупредительной деятельности; методами социального прогнозирования, основанных на изменении особенностей личности правонарушителей и обстоятельств, обуславливающих совершение;
ПК-15: отдельными методиками психолого-педагогического воздействия на аудиторию; приемами проектирования и планирования собственной юридической деятельности, элементами которой выступают различные формы правового воспитания; навыками использования профессиональных юридических знаний для правого воспитания.
Содержание дисциплины Нравственные основания права. Экзамен.
Виды учебной работы Лекции, практические, лабораторные, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)
Форма промежуточной аттестации Экзамен.