Аннотация рабочей программы дисциплины
«Психопатология»

Цель изучения дисциплины Цель – изучить особенности патологической трансформации психической деятельности и свойств личности при личностных расстройствах, аномалиях личности, а также методы их дифференциальной диагностики и психокоррекции.
Задачи:
– изучить историю учения о личностных расстройствах, операционализировать и соотнести понятия: личность и характер; акцентуации личности, типы личности; личностные расстройства и аномалии личности, др.
– изучить проблему патологии личности (личностных расстройств, аномалий личности) как трансформацию мотивационной, аффективно-волевой, когнитивной сфер индивида;
– изучить условия возникновения, эпидемиологию, клиническую картину развития личностных расстройств, а также классификации психопатий, акцентуаций характера, личностных типов и личностных расстройств в МКБ и DSM;
– изучить критерии "патологичности" личностной сферы, дифференциально-диагностические проблемы личностных расстройств, специфику течения, особенности патологии психической деятельности личностных аномалиях разного типа;
– изучить методы исследования акцентуаций характера, личностных расстройств;
- изучить основные теоретико-методологические подходы, объясняющие механизм аномалии личности (первичного и вторичного типа).
Место дисциплины в учебном плане Б1.Б.02
Формируемые компетенции ПК-5
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
- о критериях «патологичности» личностной сферы, проблеме личностных расстройств и особенностей индивидуального опыта и психопатологии,
- об описательной и структурной характеристике основных форм и уровней личностной патологии, в частности, симптоматических неврозов и неврозов характера, «нарциссической», «пограничной» и «психотической» личностной организации,
- об истории учения о личностных расстройствах, понятиях личность и характер; акцентуации личности, типы личности; личностные расстройства и аномалии личности, др.
– о проблеме патологии личности (личностных расстройств, аномалий личности) как трансформации мотивационной, аффективно-волевой, когнитивной сфер индивида;
– об условиях возникновения, эпидемиологии, клинической картине развития личностных расстройств, о классификации психопатий, акцентуаций характера, личностных типов и личностных расстройств в МКБ и DSM;
– изучить критерии "патологичности" личностной сферы, дифференциально-диагностические проблемы личностных расстройств, специфику течения, особенности патологии психической деятельности личностных аномалиях разного типа;
– о методах, методических средствах и инструментах исследования патологии личности, акцентуаций характера, личностных расстройств;
- об основных теоретико-методологических подходах, объясняющих механизм аномалии личности (первичного и вторичного типа).
Уметь:
- знать дифференциально-диагностические критерии «патологичности» личностной сферы, проблему личностных расстройств и особенностей индивидуального опыта и психопатологии,
- уметь планировать и реализовывать клинико-психологический, патопсихологический эксперимент (обследование) с целью дифференциальной диагностики личностных аномалий,
- уметь грамотно подобрать батарею экспериментально-психологических методик и методических средств патопсихологического обследования при диагностике личностных аномалий первичного и осложненного типа,
- знать основные формы и уровни личностной патологии, в частности, симптоматических неврозов и неврозов характера, «нарциссической», «пограничной» и «психотической» личностной организации,
- знать историю учения о личностных расстройствах, понятиях личность и характер; акцентуации личности, типы личности; личностные расстройства и аномалии личности, др.
– знать проблему патологии личности (личностных расстройств, аномалий личности) как трансформации мотивационной, аффективно-волевой, когнитивной сфер индивида;
– знать особенности возникновения, эпидемиологии, клинической картине развития личностных расстройств, о классификации психопатий, акцентуаций характера, личностных типов и личностных расстройств в МКБ и DSM;
– знать и уметь применять в диагностике критерии "патологичности" личностной сферы, дифференциально-диагностические проблемы личностных расстройств, специфику течения, особенности патологии психической деятельности личностных аномалиях разного типа;
– знать и уметь применять методы, методические средства и диагностические инструменты исследования патологии личности, акцентуаций характера, личностных расстройств;
- знать основные теоретико-методологические подходы, объясняющиех механизм аномалии личности (первичного и вторичного типа).
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- дифференциальной диагностики личностных аномалий разного типа,
- применения в консультативной и диагностической практике критерии «патологичности» личностной сферы,
- планирования и реализации клинико-психологического, патопсихологического эксперимента (обследования) с целью дифференциальной диагностики личностных аномалий разного типа, в том числе первичность расстройства его вторичность / третичность патологии личности и характера при психических, соматических забовалеваниях,
- комплектации и реаолизации батарии экспериментально-психологических методик и методических средств патопсихологического обследования при диагностике личностных аномалий первичного и осложненного типа,
- психологического консультирования по проблеме личностных аномалий и патологии характера разного типа.
Содержание дисциплины Основные классические и современные науно-обоснованные концептуализации этиологии, условий и механизмов развития, структуры и динамики личности в норме и патологии, а также диагностика и психотерапия широкого класса так называемых «личностных расстройств».. Критерии «патологичности» личностной сферы, проблема личностных расстройств и особенностей индивидуального опыта и психопатологии. Личностно-аномальный патопсихологический синдром: структура патологии психической деятельности в классической и судебной патолпсихологии.. Описательная и структурная характеристика основных форм и уровней личностной патологии, в частности, симптоматических неврозов и неврозов характера, «нарциссической», «пограничной» и «психотической» личностной организации. Психодинамическая диагностика и психотерапия личностных расстройств..
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
Форма промежуточной аттестации Зачет.