Аннотация рабочей программы дисциплины
«Общая патология»

Цель изучения дисциплины Цель курса – изучить закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопос-тавлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме, а также - экспери-ментальные приемы психодиагностики нарушений психических функций.
Задачи курса:
– изучить процесс патопсихологического исследования, усвоить различие между смежными дисциплинами, практическое значение патопсихологического материала для смежных отраслей науки;
– изучить патопсихологические синдромы, уметь диагносцировать, сформировать навыки проведения патопсихологического эксперимента как основного метода патопсихологического обследования и принципы его реализации;
- изучить основы патопсихологической беседы при обследовании, первичные, вторичные и третичные нарушения психической деятельности при разных патологических состояниях,
- изучить взаимосвязь патопсихологического и нейропсихологического анализа в клинической психологии,
– изучить методы патопсихологического исследования нарушения психических процессов и закономерности их нарушения при различных заболеваниях;
– изучить закономерности распада мышления и интеллекта при различных заболеваниях, обладать навыками дифференциальной психодиагностики;
– изучить закономерности распада или искажения личности, мотивов и потребностей личности при различ-ных психических расстройствах, заболеваниях;
– изучить закономерности и типы нарушения темпа психического развития, причины возникновения и кор-рекционные мероприятия;
– изучить патопсихологические возможности исследования основных психических заболеваний, основные принципы патопсихологической диагностики;
- изучить синромальный анализ в патопсихологии, основные сочетания сохранных и нарушенных компонентов психической деятельности;
- изучить основы составления патопсихологических заключений по итогам патопсихологической диагностики и определения патопсихологического синдрома.
Место дисциплины в учебном плане Б1.В.ДВ.01.02
Формируемые компетенции ПК-2
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
– о различии между смежными дисциплинами, о практическом значении патопсихологического материала для смежных отраслей науки, предмете и методе патопсихологии;
- о процессе патопсихологического исследования, основах синдромального анализа патологии психической деятельности, основном методе и принципах его реализации в патопсихологии, методических приемах и средствах патопсихологической концептуализации и диагностики,
- об истории патопсихологии как раздела клинической психологии,
– о смысле, определении, классификации и закономерностях формирования патопсихологических синдромов как специфических патогенетически взаимообусловленных сочетаний симптомов нарушения эмоций, поведения и личности, патологии структурных единиц психической деятельности на фоне ее сохранных сторон.
– о закономерностях распада мышления и интеллекта, свойств личности при различных патологических состояниях, обладать представлениями о патопсихологической дифференциальной психодиагностики;
– о ведении патопсихологической беседы в структуре реализации патопсихологического эксперимента;
- о структуре протоколирования и документирования диагностического материала в патопсихологическом обследовании.
Уметь:
- знать основные закономерности и типы нарушения темпа психического развития, причины возникновения и коррекционные мероприятия в патопсихологии;
– уметь проводить патопсихологические исследования основных психических расстройств, знать основные принципы патопсихологической диагностики;
- знать специфику закономерностей распада или искажения личности, мотивационно-потребностной сферы при различных психических расстройствах;
- уметь реализовывать в соответствии с основными методологическими основами и принципами патопсихологический эксперимент на всех этапах его моделирования, подбирать адекватные методические приемы и средства, проверять возникающие в ходе обследования гипотезы о структуре патологии психической деятельности, протоколировать и документировать ход обследования и результаты диагностики;
- знать инструкции, структуру протокола, материал, другие сообенности реализации арсенала папсихологических методик диагностики психических процессов, состояний и свойств личности, уметь их применять на практике в соответствии с целью и гипотезами обследования;
- уметь определять по сочетанию нарушенных и сохранных сторон психической деятельности, первичных и вторичных нарушений психики пациента, знать особенности нарушения сознания (патология восприятия), нарушения памяти, мышления и речи, умственной работоспособности, аномалиях эмоционально-личностной сферы, значение и перспективы развития патопсихологии, актуальные проблемы патопсихологии;
- структуру патопсихологического синдрома, составлять план коррекционных мероприятий с учетом всей констелляции нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, особенностей личности пациента;
- уметь составлять патопсихологическое заключение по итогам проведенного патопсихологического обследования.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- патопсихологической концептуализации патологии психической деятельности,
- навыками ведения патопсихологического обследования на всех этапах моделирования и реализации патопсихологического эксперимента при соблюдении основных принципов его осуществления,
- определения структуры патологии психической деятельности и сохранных сторон психики, а также - первичных, вторичных и третичных нарушений психической деятельности при разных формах психических расстройств,
- навыками диагностики и определения патопсихологических синдромов при психических расстройствах,
- реализации патопсихологического эксперимента в контексте использования разных методических средств и приемов, конкретных патопсихологических методик обследования,
- навыки ведения протокола, документирования патопсихологического обследования, а также - составления, написания патопсихологического заключения.
Содержание дисциплины Предмет и метод, практические задачи и актуальные проблемы патопсихологии. Методология патопсихологии.. Приемы и средства патопсихологической диагностики, принципы реализации патопсихологического эксперимента.. Патопсихологический анализ нарушений психической деятельности. Структура патопсихологического синдрома: динамический, операциональный, мотивационный и организационный компоненты. . Патопсихологический анализ восприятия, мышления, памяти, внимания, речи и интеллекта, эмоционально-личностной сферы. Патопсихологическое заключение..
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
Форма промежуточной аттестации Зачет.